По подсчетам аналитиков в июне в маркетплейсах акционные товары составляли 80% чека, в оффлайн-ритейле - 40. И это рекордные цифры за последнее время.
Скидки, бонусы, кешбэки продавцы используют, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Метод, признайтесь, работает. Согласно исследованию NielsenIQ, продукты в семи случаях из десяти мы покупаем по акции, непродовольственные – еще чаще. Кажется, бизнес из-за собственных промоакций несет колоссальные потери.
На самом деле – не совсем. Скажем, программа лояльности, основанная на бонусных баллах, при «чистой прибыли» компании, к примеру, 7%, даже за 1% кешбэка, отнимет у ретейлера 14% прибыли. Но взамен он получит стабильный спрос. Ведь баллы зарабатываешь на тратах. А еще узнает о предпочтениях клиентов. И сможет делать персональные предложения, допустим, на электронную почту.
То есть, в теории, объем продаж и соответственно прибыль увеличатся. По словам экспертов, программы лояльности обычно окупаются максимум через полтора года.
«В действительности это все происходит намного быстрее, потому что программы лояльности могут быть очень разнообразные. Бонусы могут истекать и сгорать, бонусы могут распространяться на небольшой ассортимент продукции либо, наоборот, охватывать все товары. То есть это очень гибкий инструмент», – сказал гендиректор коммуникационного агентства Андрей Коннов.
Желтые ценники ставят обычно в двух случаях: либо товар в избытке, либо закупили его очень дешево. И сети, что называется, не против поделиться. Истекающие сроки годности – отдельная история. В таких случаях скидка очень большая. Не 10%, а 70% и даже более. Увидите такую, обязательно проверьте сроки хранения.
«В промоакции торговая сеть и производитель инвестируют практически все свои деньги. И как можно инвестировать деньги в перспективу того, что покупателю этот продукт и он не вернется к этой полке к твоему продукту. Поэтому в промоакциях всегда высочайшее качество», – сказала председатель комитета по торговле петербургской промышленной палаты Ольга Волкова.
А вот на маркетплейсах – другие порядки. Продавцов буквально вынуждают участвовать в распродажах. В противном случае придется больше платить площадке. Как следствие, скидки – зачастую себе в убыток.
«Маркетплейс получает комиссию с продаж товаров поставщиков. Например, поставщик продал какую-нибудь единицу за тысячу рублей, заплатил. Заплатил комиссию маркетплейсу 25% – 250 рублей. Если ты в акции участвуешь, то твоя комиссия потом становится 10% или ниже», – объяснил гендиректор агригатора маркетплейсов Антон Фатеев.
Зато со временем удастся раскрутиться на платформе. И чтобы уменьшить потери, продавцы заранее завышают стоимость.
«Если у тебя регулярная цена будет стоять без скидки, без вот этого промопредложения, то потребители этот товар не берут. Они берут соседний товар, который как бы продается по скидке. Поэтому многие производители и поставщики и вслед за ними, конечно же, ретейлеры – они этим просто искусно манипулировали на протяжении последних нескольких лет», – сказал основатель и генеральный директор аналитического агентства Иван Федяков.
Промопродажи до сих пор остаются важнейшим инструментом для увеличения трафика и среднего чека для продавцов. Поэтому, по мнению экспертов, скидки, которые так любят потребители, останутся. Компании, скорее, в первую очередь откажутся от дорогостоящей рекламы, чем от желтых ценников.