Как айсберг в океане можно оцифровать и сдвинуть с места – показали сегодня на Международной выставке-конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики.

Цифровизация бизнес-процессов в северных широтах – одна из ключевых тем, которые открывают безграничные возможности для инвестиционных проектов в регионе.

Петербургский стенд – один из самых крупных и богатых на новинки. Город презентует не только промышленные заказы, но также вузовские и молодежные проекты. Как, например, многофункциональный атомный ледокольный полупогружной катамаран. Он нужен для разрушения льда. Делает это сразу двумя способами – наезжая на него и разламывая под собственным весом. Снизу под ватерлинией находятся три специальные бульбы. Они поднимаются и дробят лед на мелкие осколки, делая магистральную трещину широкой, а канал чистым. Так увеличивается грузопоток. Морской технический университет разработал информационную платформу, с ее помощью можно создавать цифровые двойники чего угодно – от целых заводов до айсбергов, которые встали на пути добычи полезных ископаемых.

«Сначала происходит оцифровка айсберга, потом моделирование с испытаниями, потом при введении данных в заранее заготовленную форму мы получаем результат того, как будет буксироваться айсберг, какие нужны параметры. Исходя из этого, можем примерно представлять какие будут затраты», – рассказал заведующий лабораторией виртуальной и дополненной реальности Санкт-Петербургского государственного морской технический университета Артем Бредихин.

Посмотреть на айсберг в океане можно не только с экрана компьютера, но и в 3D-очках. Причем прикидывать транспортировку ледяной глыбы лучше командой до 16-ти человек. Еще один виртуальный тренажер – для студентов. Ребята могут почувствовать себя настоящими судоводителями.

В тренажере можно прописать задачу, районы плавания, тип судна и погоду. Дальше по трем экранам – это данные радара, желтым видна береговая линия, панель управления и, собственно, вид из иллюминатора, а также с помощью джойстиков штурман выводит судно в открытое море.

На петербургском стенде разместили макеты многофункционального атомного ледокола, который несмотря на свои размеры – 200 метров в длину и почти 50 в ширину – может ходить вдоль арктических берегов. Ледокол спроектирован ведущим петербургским конструкторским бюро ЦКБ «Айсберг». Рядом еще один макет – пассажирского судна. Сейчас две такие лодки возводит Средне-Невский завод по заказу Красноярского края. Гостям показали, как будет выглядеть подводная океанографическая станция для необитаемых аппаратов. Она нужна, чтобы дроны не всплывали на поверхность, а прямо на дне могли подзаряжаться и перекачивать полученные данные.

«Сегодня на самом деле очень хороший пример, когда мы видим, что импортозамещение – это не просто какие-то красивые слова. А это и рабочие места, и зарплаты, и налоги. Мы видим, бюджет города в этом году получил 800 миллиардов рублей. То есть такой темп роста бюджета очень высокий», – сказал президент Союза «Санкт-Петербургкская торгово-промышленная палата Владимир Катенев.

Больше всего на стенде привлекает внимание глубоководный манипулятор, похожий на руку терминатора, и не менее функциональный. Еще на выставке есть малопонятные для обывателя, но очень интересные для специалиста гидрометеорологический буй и приводная радиостанция для аэропортов и воздушных трасс.

«Хотелось бы отметить «Техномарин». Наше производственное объединение, которое представляет здесь приводные радиостанции для авиации. Первого сентября убыл в первый рейс из Петербурга в Мурманск и дальше пойдет в свой ледовый поход ледостойкая платформа, на которой экспедиция СП-41. Так вот эти приводы как раз использованы на этой платформе», – добавил председатель комитета петербурга по делам Арктики Герман Широков.

С помощью таких радиостанций вокруг плавучей научной платформы «Северный полюс» можно развернуть прямо на льду взлетно-посадочные полосы. Для доставки топлива и продуктов. «Северный полюс» займется не только исследованиями Арктики, но и прогнозами ледовой обстановки на Севморпути. Его сегодня обсуждали на пленарном заседании. К 2024-му году по СМП должны перевезти уже 80 миллионов тонн грузов. К 2030 году – 150 миллионов тонн, а к 2035 году – 220. Разумеется, навигация будет круглогодичной.

«Как один из целевых показателей – это сокращение время прохождения по СМП. Сейчас 12-14 дней, а мы должны обеспечить до 10 дней. В любое время суток. Безопасно. Амбициозная задача», – рассказал заместитель директора дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.

Для Северного морского пути Россия обновляет флот ледоколов. Всего к 2030 году их должно быть 13. Здесь флагманом выступает Балтийский завод – единственный в мире возводит атомные ледоколы. Серия, которая сейчас планомерно сходит со стапелей, пополнилась еще двумя заказами. Кроме того, стране нужно полсотни с лишним грузовых судов. Их будут строить на отечественных верфях. В том числе на новом заводе, который должен появиться на острове Котлин.