Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по контролю Михаил Романов обсудил с вице-губернатором Петербурга Борисом Пиотровским, председателем комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Владимиром Рябоволом, президентом Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга Кириллом Опариным, с участием представителя Юридического комитета администрации губернатора, а также участниками отрасли принятые Государственной Думой в первом чтении поправки к проекту Федерального закона «О рекламе». 15 июля документ был принят в первом чтении. Он устанавливает серьезные ограничения для деятельности рекламных агентств и может спровоцировать монополизацию рынка, считают представители петербургской власти.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин дал поручение доработать законопроект в интересах российских компаний с тем, чтобы инициатива была направлена на формирование комфортных условий для отечественного бизнеса на фоне ограничений в использовании российских рекламных ресурсов для недружественных стран. Ранее Михаил Романов довел Об обеспокоенности петербургских компаний Вячеславу Володину сообщил Михаил Романов. Поправки ко второму чтению будут подготовлены совместно с региональными властями и петербургскими участниками рынка.

По словам парламентария, петербургские поправки будут аккумулировать все замечания, ранее высказанные игроками рынка.

«Защита персональных прав граждан, которые пользуются, например, бесплатными цифровыми досками объявлений, имеющими иностранное происхождение, прекрасная идея, и это необходимо включить в новую редакцию закона «О рекламе», однако доработать с учетом того, что подвергнуть хакерской атаке базу данных монополиста гораздо легче, чем взламывать информационные системы тысяч более мелких рекламных операторов. Очевидно, при разработке поправок необходимо сконцентрироваться на создании правовых условий для того, чтобы российские рекламщики использовали бы только отечественный и лицензированный софт. Кроме того, необходимо переформатировать подход к полномочиям единого оператора таким образом, чтобы не создавать монополию в сфере, которая важна для всех прочих отраслей так же, как, например, транспорт или связь. Сужение рынка автоматически поднимет цены на рекламные услуги. Они могут стать недоступными, например, для малого и среднего бизнеса, который будет вынужден либо искать дешевый «серый» рекламный сервис, что нас также не может устроить, либо терпеть убытки из-за отсутствия возможности рекламировать свои продукты, и в конечном счете, закрываться. Как следствие, сократятся рабочие места, сузится налогооблагаемая база, бюджеты всех уровней будут терпеть убытки», —  сказал Михаил Романов.

Депутат также отметил, что цифровая реклама лидирует по темпам модернизации. Сейчас эти темпы не снижаются, несмотря на внешние санкции.

«Законопроект в том виде, в котором он принят в первом чтении, уже сейчас воспринимается многими игроками рынка, как обратный стимул для обновления своих продуктов: зачем ремонтировать дом, который неизбежно скоро снесут? А государство должно поддерживать модернизацию, а не препятствовать ей. Потому необходимо предусмотреть в законопроекте такие правовые механизмы, которые при обеспечении информационной безопасности страны, сохранили бы конкуренцию в отрасли. Мы будем консультироваться с участниками рынка при разработке поправок», — подчеркнул Михаил Романов.

Правительство Петербурга подготовило официальный отзыв на принятые поправки по обращению депутата Михаила Романова в адрес губернатора Александра Беглова. В нем отмечено, что, определение единого оператора не соотносится с положениями Федерального закона «О защите конкуренции». Указанное регулирование не направлено на достижение целей, заявленных в пояснительной записке, а также создает предпосылки для ограничения компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе по распоряжению государственной собственностью, обеспечению формирования и соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, что особенно важно для Петербурга. Также отмечается, что, принятие законопроекта приведет к сокращению финансовых поступлений от отрасли в региональные бюджеты, а также к массовому сокращению рабочих мест. Правительство Петербурга полагает, что, вышеуказанные недостатки не могут быть устранены путем внесения отдельных поправок в проект закона в связи с чем принятие проекта закона является нецелесообразным.

Напомним, проект изменений в федеральный закон «О рекламе», внесенный в нижнюю палату парламента 8 июля, предполагает создание единого оператора, координирующего установку и содержание рекламных билбордов, а также размещение электронных объявлений физических лиц в интернете на специализированных сайтах. Предполагается, что оператор создаст качественный рекламный сервис для рядовых граждан и компаний. Цель нововведений – предотвратить размещение на российских рекламных площадках недостоверной информации о России со стороны недружественных стран, снизить риск зарубежных кибератак и разжигания межнациональной розни.

Участники рынка считают, что изменения могут нанести им ущерб — в законопроекте много неоднозначных положений, которые в целом формируют исключительный статус для единого оператора и уничтожают конкуренцию в этой отрасли, что приведет к ее масштабному сужению.

Российские рекламщики направили открытое письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, в котором попросили не допустить принятия соответствующего законопроекта в существующем виде. Законопроект также раскритиковала Федеральная антимонопольная служба. В рамках парламентских обсуждений инициативы резко отрицательно о законе высказались представители большинства парламентских фракций.

Фото: официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации