Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях в жизни города, которые произошли 21 мая в различные исторические периоды.

1731 год

В Петропавловском соборе состоялось погребение Екатерины I. Гроб с ее телом был доставлен в недостроенный еще тогда храм, где находился рядом с гробом Петра I до погребения.

Скончалась императрица от абсцесса легкого, успев составить завещание. Согласно последней воле Екатерины I, престол передавался великому князю Петру Алексеевичу, сыну царевича Алексея Петровича.

Императора с супругой хоронили в золотых коронах в закрытых гробах, а могилы закрыли мраморными плитами. За день до этого на дне подготовленной могилы были захоронены сердца и внутренности царей, как того требовал специальный обряд, за которым следили члены «Печальной комиссии» и духовенства.

Во время погребения со стен Петропавловской крепости был дан 51 прощальный выстрел.
Напомним, что 19 февраля 1712 года в деревянной Исаакиевской церкви Санкт-Петербурга произошло венчание Петра I и Екатерины Алексеевны.

23 декабря 1721 года Екатерина была объявлена императрицей как супруга императора. Ее коронация в Успенском соборе Московского кремля состоялась 7 мая 1724 года. Вступила на престол после смерти Петра I 28 января 1725 года.

В настоящее время захоронение Екатерины I является составной частью комплекса Петропавловского собора – императорской усыпальницы, имеющей статус памятника истории и культуры федерального значения.

1837 год

В этот день состоялась первая в России шахматная партия по переписке. Сильнейшему шахматисту страны, теоретику шахмат, писателю, одному из сильнейших шахматистов мира первой половины XIX века петербуржцу Александру Петрову противостояли трое столичных любителей шахмат. Партия длилась почти пять месяцев и закончилась победой Петрова.

Взвали на матч мастера отечественной шахматной композиции московские студенты, которые ознакомились с книгами Петрова и решили проверить, насколько теоретическая подкованность подкрепляется практическими умениями. Натолкнула их на вызов книга «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя». Кстати известно, что ее читали Пушкин, Тургенев и Чернышевский.

Многоходовые задачи Александра Петрова отличались оригинальностью идеи и трудностью решения. Именно он стал первым составителем изобразительных задач. Самая известная из них: «Бегство Наполеона из Москвы в Париж», составленная в 1824 году. В задаче символически изображено преследование французского императора (черный король) русской конницей Платова (белые кони). Поле «a1» обозначает Москву, «h8» – Париж; диагональ «1a8 — h1» – Березину, на которой Наполеон мог быть захвачен в плен. В примечании к 6-му ходу белых автор задачи писал: «Ферзем следовало преградить путь Наполеону, ступив на «a8», тогда бы он не ушел в Париж, а был бы ему шах и мат».

1848 год

В два часа пополудни на Невском проспекте торжественно открыт «Пассаж» – крытая галерея с 64 торговыми помещениями.

Автором идеи постройки стал аристократ, граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор. Прототипом здания послужила Голицинская галерея в Москве. На первом этаже «Пассажа» были размещены склады, на втором – помещения для торговых заведений, на третьем – жилые помещения. В корпусе со стороны Итальянской улицы разместился концертный зал. 

Название универмага «Пассаж» происходит от французского passer – бродить. Крытая улица-галерея здесь протянулась на длину 180 метров.

Пассаж вошел в моду как место, где необходимо побывать. В 1858 году здесь появился просветительский центр, крупнейший в городе, где читали публичные лекции и распространяли доступную литературу.

В 1901 году в Пассаже открылся театр, который в 1904 году получил звание драматического. Успех театру обеспечивала звезда Александринского театра Вера Комиссаржевская.

В мае 1920 года правительство приняло постановление о запрещении негосударственной торговли. «Пассаж» как частный магазин перестал существовать.

Универмаг вновь открылся 3 февраля 1922 года как кооперативное предприятие, принадлежащее Петроградскому единому потребительскому обществу с новым именем «Универсаль Пассаж» и был призван олицетворять успехи советской кооперации.

В сентябре 1933 года Пассаж стал образцово-показательным универмагом в системе государственной торговли.

Справедливости ради стоит напомнить, что первым пассажем в Петербурге был Щукин двор – рынок для торговли живностью, дичью, фруктами и другими продуктами. Он был построен в 1842 году на углу улиц Чернышева и Садовой.

1903 год

В этот день был заложен Кронштадтский Морской собор в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Проект архитектора Василия Антоновича Косякова был высочайше утвержден императором в 1901 году. В проектировании собора также участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Виксель Александр Иванович.

Храм стал строиться на Якорной площади в Кронштадте и был освящен 23 июня 1913 года. Его возведение длилось 10 лет. Он стал самым большим морским собором страны.
Кронштадтский морской собор называли еще «ставропигальным», так как он не подчинялся местной епархии, а только синоду и патриарху.

После закрытия храма в советское время, он выполнял развлекательно-образовательные функции, стоял без крестов и колоколов. Вернулся в лоно церкви только в наше время, а его реставрация закончилась в 2013 году и ему вернули статус «ставропигального».

1979 год

Элтон Джон дал в Ленинграде первый концерт, став тем самым первой западной рок-звездой, посетившей СССР. Решение о его приезде было принято на уровне отдела культуры ЦК КПСС и ему даже выделили «Чайку» из правительственного гаража. На гастроли Элтон Джон привез с собой рояль и 11 тонн оборудования.

По словам самого музыканта, он приехал в СССР только потому, что он сам попросил. «Они хотели, чтобы в Россию приехали Пол Маккартни, Эрик Клэптон, Нил Даймонд, Нана Мускури и Pink Floyd, – рассказал музыкант The Associated Press, – Мне сказали, что единственная причина, почему здесь не выступает больше артистов, потому что они не запрашивают разрешения. Мы решили попробовать сыграть там, где никогда раньше не играли. Большинство рок-н-ролльщиков едут туда, где можно заработать, но я и так это уже делал. Я хочу видеть разных людей со всех уголков мира».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»