На Адмиралтейских верфях завершается строительство «Северного полюса». Это самодвижущаяся ледостойкая платформа. Уникальное судно - по сути большой автономный научный городок - безопасная альтернатива станциям на дрейфующих льдинах. Это исполин способен фактически изменить работу полярников в арктическом регионе.
«Северный Полюс» пока пришвартован на Адмиралтейских верфях. Там полным ходом кипит работа. Уже осенью в корпусе разместятся 16 самых современных лабораторий.
Полярники, будто космонавты, месяцами будут дрейфовать в высоких широтах. Главная цель экспедиций — круглосуточный мониторинг льда на оживленной магистрали Северного морского пути.
«Никогда еще круглогодичной навигации на трассе Севморпути не было, не было ее в восточном направлении, для всего для этого нужны прогностические модели. Сейчас мы прорабатываем это исследование современных материалов в условиях Арктики», — рассказал директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

От корпуса до начинки платформа — разработка петербургских ученых. Форма станции, соглашаются специалисты, странная. Но в «животе» будут хранить топливо и еду, а крутые бока не раздавит двухметровый арктический лёд.
«Мы предложили сделать с углом, острой скулой чемодан, чтобы лед, подламываясь, не передавал нагрузку по цепочке вдаль, в глубину, мы надеемся, что все это поможет снизить ледовое воздействие», — отметил старший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов Арктического и Антарктического НИИ Алексей Чернов.


Задача платформы — вмерзнуть в лед и дрейфовать вместе с ним. Исследователям жить придется автономно. Именно поэтому «Северный Полюс» раз от раза испытывают на прочность. Он готов на 90%. Судно осталось покрасить, оборудовать каюты и лаборатории. На борту проложены все коммуникации, необходимые агрегаты установлены, корабль все меньше зависит от береговых служб.
«Мы на днях сдали дизель-генераторы, а это энергообеспечение всего, заказ сейчас фактически может обеспечивать сам себя. По основным системам с прошлого года мы запустили термокотлы и обогрев у нас идет от своих систем», — рассказал ответственный сдатчик заказа Руслан Касимов.
Время дрейфующих палаточных городков, объясняют ученые, безвозвратно ушло. Потеплевшая Арктика уже не та, и жить месяцами на нестабильном льду становится попросту небезопасно.

«Сейчас мы возвращаемся с платформой, которая станет самым масштабным проектом в мире в Арктике в ближайшие годы. У нас появляется возможность планировать эксперименты, которые будут длиться 25-30-40 лет, и это уникальная возможность», — подчеркнул Александр Макаров.


Еще одна особенность: в экипаже платформы будет всего 14 человек. На неусыпную вахту конструкторы поставят современную автоматику. Но в Арктике «Северный Полюс» не будет одинок. Платформа соединится с береговыми исследовательскими станциями.
Скриншот: ARCTIC RUSSIA / YouTube
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»
