Белоснежная офисная бумага стала одним из продуктов, с импортозамещением которых возникли сложности. Отечественные ЦБК предлагают аналоги хорошего качества, всех оттенков, кроме белого.

Проблема в специальном реагенте, который из-за санкций перестал поступать на производство. Но делопроизводство даже в этих условиях останавливаться не должно. Организации уже не пишут, а сохраняют данные в электронном виде. Процент цифрового документооборота значительно вырос.

Офисный расходник сулит теперь большие расходы. В торговых сетях за одну пачку листов просили больше тысячи рублей, это при том, что предсанкционная цена было около четырех сотен. Несмотря на это, бумагу расхватывали, видимо, опасаясь очередного роста цен. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Однако в Минпромторге пообещали: сложностей не будет. Уже сейчас крупнейшие ЦБК начали вновь выпускать бумагу на полных мощностях. Вынужденно останавливалась работа в цехах из-за прекращения импорта финского отбеливателя для целлюлозы — хлората натрия.   

«Это производное хлорида натрия, который у нас отправлялся на экспорт, и после того, как делались реагенты, импортировались к нам. Их производство низкорентабельно. Чтобы обеспечить прибыль, предприятию надо производить очень большое количество этого химического вещества, и российский рынок, в масштабе мировом очень маленький», — рассказал доцент высшей инженерно-экономической школы СПбПУ Петра Великого Анги Схведиани. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Компания-поставщик реагента из Суоми — крупнейшая в мире, за ней почти 40 процентов рынка. Теперь перед российскими предприятиями встал выбор: либо экстренно искать другие каналы, где белизну листа могут довести до абсолюта, либо производить его самим. Это гарантированно будет дороже. Тем не менее, чтобы запустить цеха, пришлось перестроить технологическую цепочку. На выходе получился лист благородного цвета слоновой кости и без применения каких-либо вредных реагентов. Печать насыщенная, а цена — досанкционно доступная.

Во многофункциональных центрах в очередь за бумагой в оттенках белого пока не вставали. Говорят, еще запасы использовать не успели. Хотя в только в одном центре в месяц уходит по 200 пачек. Впрочем, в МФЦ давно к драгоценному ресурсу относятся бережно. И только в прошлом году 92 услуги были переведены полностью в электронный формат. Документы, в том числе заявление, сканируются и направляются в администрации районов только в электронном виде. И эта работа продолжается. Там где, цифра не сможет заменить слово печатное, тоже готовы к оптимизации. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В принципе целесообразно проводить оптимизацию бланков заявлений, и в нашем случае это возможно сделать именно благодаря тому, что незначительно уменьшить шрифт, отступы и интервалы в заявлении, таким образом сокращая количество листов», — отметила ведущий специалист отдела по работе со СМИ СПбГКУ МФЦ Анна Губанова. 

Призывают к сокращению листов и IT-специалисты. Они подсчитали, что в среднем на одного только сотрудника — на распечатку и логистику документов — уходит по 3 тысячи рублей в год. Сейчас программисты работают над сервисом, который сможет сократить эти расходы более, чем на 60 процентов. Смысл прост: электронная подпись снизит затраты на ресурс и закрепит сохранность документов.  

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Документы электронные намного безопаснее, чем на бумаге.  Во-первых, электронный документ невозможно подделать, если вы подписали электронный документ с помощью электронной подписи, он стопроцентно надежный. Во-вторых, сейчас есть все меры безопасности, чтобы хранить эти документы в электронном виде», — отметил директор по развитию IT-компании Дмитрий Махлин. 

Рост цен, отмечают в контролирующих органах, сейчас постепенно стабилизируется. Ну, а производителям, похоже, придется многие процессы начать с чистого листа. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»