Фестиваль «Северная лира» сегодня открылся в Мариинском театре. В этом году особое внимание уделили этническим инструментам и народной музыке. Наряду с классической арфой на сцене зазвучат кельтская и романская, скифская лира, русские гусли. Удивить обещают даже самого искушённого зрителя.

За час до начала концерта коридоры Мариинского театра заполняются звуками то ли скрипки, то ли органа. Оказывается, так необычно звучит колёсная лира. Название связано с нехитрым механизмом инструмента.

— Есть у нас струны, натянутые струны, и, изменяя длину струны, мы получаем музыку. У нас здесь вместо смычка колесо.

За почти тысячелетнюю историю лира успела побывать и инструментом бродячих музыкантов, и модной игрушкой высшего света, а в ХХ веке она пережила репрессии и массовые уничтожения. Ни дерево, из которого делали корпус, ни жильные струны испытания временем не выдержали. Понять, как она выглядела, можно разве что по музейным экспонатам или живописным полотнам. А вот старинные африканские инструменты сохранились отлично.  

«На самом деле традиционных инструментов в мире много. Например, на этом инструменте, на этой арфе, играет вся западная Африка, сейчас это Сенегал, Мали, Гамбия», — пояснил Сергей Чернышов, руководитель творческого объединения «Русский обычай».

Тем временем готовится солистка, а точнее, первая арфа Симфонического оркестра Мариинского театра Софья Кипрская. Хрупкая девушка с двухметровым инструментом справляется легко и изящно. Говорит, это была любовь с первого аккорда и на всю жизнь. Чтобы приобрести арфу, родителям даже пришлось пожертвовать семейным автомобилем. Приглашение в труппу Мариинского театра она получила по местным меркам рано — в 17 лет. С тех пор покорила уже не один десяток конкурсов и сцен мира.

«У меня очень часто трещины на пальцах, потому что большой репертуар и в оркестре, и в соло. Но клей БФ в помощь музыкантам, помогает», — рассказала Софья Кипрская.

Этническое наследие России широким мазком. Русские гусли, калмыцкие и монгольские мелодии звучат в разных интерпретациях. За дирижёрским пультом Валерий Гергиев.

Одна из самых сложных партий фестиваля, которую ещё предстоит показать зрителям — спектакль по Достоевскому. Авторский проект арфистки Анны Макаровой вроде и для детей, но с посылом совсем недетским. За «Сон смешного человека» берутся далеко не все российские театры, сюжет сложный и глубоко символичный.

«Мы во главу угла ставим такие вещи, что через пару лет понимаем — это просто смешно. Жизнь — это просто, легко, весело. Фёдор Михайлович это выразил одним словом — любовь. Как только вы научитесь любить, все само по себе и определится», — сказал Игорь Лепихин, актер Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова.

Фестиваль «Северная лира», который, кстати, в 2017 году придумала и организовала Софья Кипрская, продлится до 10 апреля. Зрителей обещают удивлять. Например, на гуслях зазвучит Вивальди, а Адажио из «Щелкунчика» будет сопровождать арфа.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Гончарова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»