Хирургическая точность, эстетическое чутье и невероятное мастерство реставраторов Русского музея – в Корпусе Бенуа открылась выставка, где посетители смогут ознакомиться с результатами многолетней работы уникальных специалистов, увидеть спасенные шедевры. Всего более 300 экспонатов.

Картина «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи была похищена из Третьяковской галереи три года назад. Злоумышленника оперативно поймали, а полотно отправили в Русский музей. Год за состоянием шедевра наблюдали специалисты. Тогда и обнаружились скрытые дефекты, вызванные нарушением температурного режима. Ведь похититель сначала вынес картину на мороз, а затем спрятал ее за батареей. Реставраторы сначала занялись холстом – заменили дублировку, вычистили тыльную сторону.  

«Затем уже проходили работы с живописной поверхностью. Были удалены поверхностные загрязнения, был утончен желтый лак, обнажился, открылся этот удивительный синий цвет. И я приступила к тонировкам. как было установлено нашими научными исследованиями, Куинджи в этом этюде использовал всего 5 цветов», – рассказала ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова.

Реставрация длилась полгода, и сейчас, впервые после восстановления, посетители могут увидеть ее снова на экспозиции. Всего здесь представлено 330 экспонатов, которые передают масштаб профессионализма мастеров и показывают результаты многолетней кропотливой работы, которая ведется, в том числе, и при поддержке компании «Газпром».

История реставрации древнерусской живописи берет свое начало с момента основания музея. В 1898 году в фонд было передано достаточно большое количество икон, и часть из них уже нуждалась в реставрации. Так, был создана специальная мастерская, в которой работали реставраторы-иконописцы на добровольных началах. Причем часть тех техник используется до сих пор.  

«Поколение реставраторов отрабатывало методики, по которым мы и сейчас раскрываем иконы. Главные из них – это сохранение температурно-влажностного режима, отказ от сильнодействующих растворителей, отказ при раскрытии от нашатырного спирта, который очень сильно влиял на связующие, и менял цвет пигментов», – отметила заведующая отделом реставрации древнерусской живописи Русского музея Елена Азарнина.

Официальным годом основания музейной реставрационной мастерской принято считать 1922 год. И не прекращала свою работу в тяжелые годы Великой Отечественной войны и блокады.

«Показываем ту часть повседневной и достаточно напряженной работы музея, которая скрыта от глаз посетителей. Но очень важная составляющая деятельность музея, которая связана и определяет во многом главную суть, главное предназначение музея. В чем главное предназначение музея? Не просто хранить историю, а хранить подлинность истории», – добавил генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

Сегодня служба реставрации музейных ценностей состоит из 13 отделов, каждый из которых отвечает за определенные техники и направления в искусстве. В собрании Русского музея насчитывается более 420 тысяч произведений отечественного изобразительного искусства, за состоянием которых следят всего 89 человек.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»