В канун самого значительного праздника в православном календаре, в Этнографическом музее открылась выставка, посвященная Пасхе.
Впервые в экспозиции собрана большая коллекция главного символа всех обрядов – расписные пасхальные яйца. Затрагиваются и уникальные для каждого народа традиции. Например, марены словаков, литовские вербы и русские куличи.
Как рассказал куратор выставки и главный научный сотрудник музея Александр Островский, куличи и творожную пасху было принято готовить с четверга. Примеры выпечки разных народов также представлены на выставке.
Выставка в Этнографическом музее описывает весь цикл – от Вербного воскресенья до Троицы и Дня Святого Духа. После страстной седмицы – пасхальная неделя. В Архангельской губернии девочки играют в бачу – расписными палками стараются повалить деревянную куклу на землю. В Вологодской — скатывают из лотка яйца, проверяя их на прочность.
Островский также рассказал о традиции пасхальных обходов, когда дети ходили по домам в течение пасхальной недели, а им давали крашенки. Крашенки – характерные для Севера страны яйца без узоров. Южные губернии – Московская, Орловская, Курская – предпочитали роспись. Как рассказала научный сотрудник этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии Елена Дьякова, писанки создавали с помощью растопленного воска.
Заведующая отделом этнографии народов северо-запада России и Прибалтики Ольга Фишман также рассказала, что из соломы могли сплести «сады», которые украшали фигурками птичек. Их делали не только на Пасху, но и на Рождество, и к свадьбе.
После Пасхи происходил первый выгон скота. На пастбищах украинские пастухи использовали кнут. Русские – барабанку и пастушалки.
Завершают же пасхальный цикл троицкие обряды, когда природа пробуждается, а лето не за горами.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
