Пасхальные традиции православных и католических народов Европы. В Этнографическом музее открылась выставка, посвященная древнейшему празднику.
Главный его символ — расписные пасхальные яйца — представлены в самых разных техниках. На экспозиции разместили более 200 яиц. Среди них символы, изготовленные в первой половине 20-го века.
Канун Пасхи — словаки делают марены: чучела из соломы, символизирующие смерть. Их носят от дома к дому, а после топят или закапывают — своеобразное прощание с зимой. У каждого народа свои предпасхальные традиции. Литовцы плетут вербы из цветов и соломы. Русские пекут куличи.
«Начиная с четверга, много готовили куличей, готовили творожную пасху. На выставке представлены уникальные предметы в виде усеченной пирамиды русской, карельской пасхи», — рассказал главный научный сотрудник Российского Этнографического музея Александр Островский.
Выставка в Этнографическом музее описывает весь цикл — от Вербного воскресенья до Троицы и Дня Святого Духа. После страстной седмицы — пасхальная неделя. В Архангельской губернии девочки играют в бачу: расписными палками стараются повалить деревянную куклу на землю. В Вологодской — скатывают из лотка яйца, проверяя их на прочность.
«Характерны были пасхальные обходы, когда дети обходили дома во время пасхальной недели. Начинали со второго дня. Их одаривали крашенками», — добавил Александр Островский.
Крашенки — характерные для Севера страны яйца без узоров. Южные губернии — Московская, Орловская, Курская — предпочитали роспись.
«Растопленным воском по скорлупе наносится узор. Там, где воск, писанка не будет раскрашена. Она опускается краску, например, в желтую, и окрашивается в желтый цвет. Там, где нет воска, цвет остается белый», — рассказала научный сотрудник отдела этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии Российского Этнографического музея Елена Дьякова.
Затем яйцо снова покрывали воском и опускали в краску другого цвета. Так слой за слоем и вырисовывался узор на красном или желтом фоне. По литовским традициям яйца красили в коричневый или черный — цвета, символизирующие землю. А затем украшали ими хвойные деревья. А также плели «сады» из соломы.
После Пасхи — первый выгон скота. На пастбищах украинские пастухи использовали кнут. Русские — барабанку и пастушалки. Завершают пасхальный цикл троицкие обряды. Природа пробуждается, лето не за горами.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
