Сегодня «Мостотрест» отмечает девяностолетие со дня основания.
Безусловно, работа по содержанию мостового хозяйства велась и раньше. Однако самостоятельное специализированное учреждение появилось именно в марте 1932 года.
Сейчас «Мостотрест» — одна из старейших эксплуатационных организаций России. И пожалуй, никто, кроме мостовиков, не обладает столь полной информацией как о технических характеристиках сооружений, так и об их истории и развитии.
Они спускаются под землю, ныряют на глубину — несмотря на свое название, за 90 лет «Мостотрест» стал организацией, которая в Петербурге отвечает за работу всех ключевых участков инженерной инфраструктуры. Как рассказал директор Андрей Кочин, в ведении ГБУ находится около 80 транспортных развязок, а также ряд инженерно-транспортных тоннелей, водопропускные сооружения и коллекторы.
Мосты в Северной столице ремонтировали и до 1932 года, но только с того момента в городе появилась служба, которая стала централизованно обслуживать все переправы.
Челябинский, Коллонтай, Шаумяна, Ледовый — названия львиной доли объектов организации не знают даже петербургские старожилы. Да и упомнишь ли имена более четырех сотен городских мостов.
Единственный, кого бы расстроили владения «Мостотреста» стал бы Петр Первый. Император-мореман этот вид переправ не жаловал. По его задумке с острова на остров жители Северной столицы должны были перемещаться вплавь. Если 300 лет назад такие проекты имели шанс на жизнь, то в век машин без мостов и мостиков город просто распадется.
Чем дольше живет город, тем надежнее его районы стягиваются мостами. Настоящий бум переправ начался в 1960-х. В спальные районы наводили новые, а облик дореволюционных меняли кардинально.
Профессор кафедры «мост» ПГУПС Императора Александра I Геннадий Богданов рассказал, что на пролет Троицкого моста был полностью переделан — раньше он поворачивался в горизонтальной плоскости.
В те же годы ремонтировали Литейный. А спустя десять лет, в конце 1970-х, свой первый кабель под опорами невских мостов проложил Николай Сухомиров.
Проведя больше десяти тысяч часов под водой, Николай Сухомиров каждый мост помнит наощупь. Большую часть года отчетливо разглядеть опоры на глубине практически невозможно. Мастер водолазных работ отметил, что самым мутным является Обводный канал из-за большого количества взвесей. Однако работать тяжелее всего с Володарским мостом из-за сильного течения.
На дно Невы заслуженный водолаз погружался больше 40 лет. Последним его крупным проектом стал капремонт Дворцового Моста десять лет назад. Окончательно выйдя на сушу, ветеран «Мостотреста» передает опыт молодым коллегам.
На смену ветеранам регулярно приходят новые профессионалы. Работу сотен объектов поддерживают больше тысячи человек. И это не только инженеры. «Мостотрест» сам разрабатывает проекты и реализует их. Директор подчеркнуд, что на набережных всегда есть работа по адресным программам. К примеру, на следующий год планируется завершить участок набережной около Конюшенного ведомства. Также есть задача завершить капитальный ремонт Елагина и Биржевого мостов.
Работы на Биржевом, уверяют эксперты, идут четко по графику — пересечь пешком и на транспорте его можно будет уже в октябре этого года. На очереди — Большой Конюшенный и Рыбацкий мосты — проекты по этим объектам уже готовятся.
Пообщался с мастерами переправ Петербурга корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Громов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
