Реставрация Медного всадника завершена. Памятник Петру Первому вскоре совсем освободится от строительных лесов. 240 лет назад его установили на Сенатской площади. И с тех пор легенды и загадки вокруг монумента не исчезают.
Медный всадник — один из главных символов Петербурга. Разумеется, он оброс легендами. Когда он только появился, староверы считали что это конец — пришел всадник Апокалипсиса.
Самая популярная история — сон майора Батурина. Во времена русско-французской войны памятник готовили к эвакуации и Батурину привиделось, что разозленный император покинул постамент и пришел к Александру I. «До чего ты довел мою страну! Но пока я на месте — моему городу ничего не угрожает».
Эта история легла в основу произведения Пушкина «Медный всадник». После этого его и стали называть «медным» несмотря на то, что отлит он из бронзы. Главное, что своего места он так ни разу не покидал.
Притом Майору Батурину еще повезло – ему Петр только снился, а Павел Первый, говорят, утратил покой, увидев призрак Императора во время прогулки по местам, где вскоре появится Сенатская площадь.
«Он почувствовал, что рядом с ним идет некая фигура и завела с ним разговор. Его спутник фигуры не видел но когда Павел пришел домой он ещё долго отогревал замерзшее плечо от ледяного дыхания фигуры. Это был Петр Первый», – рассказывает Ярослав Любимов, историк.
Для архитектора Фальконе Медный всадник из бронзы стал главной работой жизни. До этого он не делал конных памятников, и в Петербурге не все его встретили тепло. Иван Бецкой, президент Императорской Академии художеств, решил контролировать процесс.
«Он на первой же встречи сказал, ну что как мы будем делать наш памятник? И Фальконе на него так посмотрел, почему ваш памятник? Это не наш памятник — это мой. Он никогда не занимался литьем и открыто говорил – я не умею отливать. И Бецкой его на этом решил поймать. И написал Екатерине письмо, дескать пусть он сам и отливает. Но благодаря этому мы имеем полностью авторскую отливку», – говорит скульптор Павел Игнатов.
Ходили легенды и вокруг Гром-камня. В реальности он, конечно, не единое целое. Это, кстати, тоже предмет спора Фальконе и Бецкого. Российский ученый был против разделения. Современные строители, к счастью, не спорят о методах реставрации, работа двигалась снизу вверх. Самое главное очистить покрытие памятника — бронза не ржавеет, но «болеет»
«Бронза в принципе не имеет ржавчины — она подвержена корродированию. Кислая среда образовывается в неровных поверхностях. Следы повреждений устранили и покрыли новым слоем защитного материала», – пояснил Денис Косицин, административный директор компании-подрядчика.
Короля, как известно, делает свита – а императора она реставрирует. За время работ проверили, кстати, и крепление копыт коня к Гром-камню – специальные штыри уходят вглубь почти на метр. Так что тут не поэма, а реальность – Всадник с постамента не сойдет, и места своего в центре города, за который в ответе, никогда не оставит.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
