Один из самых богатых музеев мира сегодня празднует второй день рождения — 17 февраля 1852 года императорские коллекции хранилища были открыты для широкой публики.

Сегодня музей поздравила и Валентина Матвиенко. В своем блоге спикер Совета Федерации отметила: этот юбилей – значимая дата для всей мировой культуры. 

«Эрмитаж входит в ряд не просто лучших, а «лучших из лучших» собраний искусств», — подчеркнула Матвиенко в сообщении.

Государственный Эрмитаж сегодня — огромный комплекс с блистательными залами и бесконечной вереницей из шедевров искусства, а тогда, в 1852 году, музей лишь только открылся в здании, где могучие Атланты борются с земным притяжением, даже не подозревая, что много лет спустя сами станут центром притяжения.

По случаю торжественного открытия помещения, в Эрмитажном театре давали спектакль, после которого гости с восхищением рассматривали блеск и роскошь императорского двора в новом музее. К слову, тогда дресс-код был строго регламентирован: мужчины во фраках, дамы в бальных платьях. 

170 лет назад, как и сегодня, на первом этаже посетителей встречала знаменитая «царица ваз». 19-тонную Колыванскую чашу установили здесь еще до того, как возвели стены. Как рассказала заместитель заведующего научным архивом Елена Соломаха, составные части вазы внести, пока еще не было стены. С тех пор ее ни разу не переносили.

Интерьеры картинной галереи, что этажом выше, тоже практически не поменялись. Те же малиновые обои, а на стенах работы испанских, итальянских и голландских мастеров: Биливерти, Веласкес, Мурильо, Тьеполо, а в соседних залах  Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк. Единственные отличия — менялись картины и принцип их развески. Плотную шпалерную заменила более свободная.

Первых посетителей Эрмитажа восхитила не только живопись, но и техническое ноу-хау того времени — вместо потолка стеклянные перекрытия. Соломаха отметила, что в те времена в музее не использовали искусственное освещение, в связи с чем публику запускали только в светлое время суток. Задержаться в музее можно было в зависимости от сезона.

Этому техническому решению Новый Эрмитаж обязан зодчему Лео фон Кленце, которого Николай Первый лично пригласил в Петербург из баварского королевства. Здание для первого публичного художественного музея заметно выделялось. Новый Эрмитаж зодчий «одел» в неогреческий фасад, который стал путеводителем по миру искусства.  

Старший научный сотрудник отдела истории реставрации памятников архитектуры Ольга Петрова рассказала, что сами фасады говорят о предназначении здания. На 28 скульптурных портретах изображены ищвестные художники, скульпторы, модельеры. Также изображен известный историй искусства Вилькеман.

Но главным украшением Нового Эрмитажа стал портик с фигурами атлантов. Десять мужественных статуй весом в 10 тонн каждая — в мастерской скульптора Александра Теребенева высекали 150 каменотесов. Гранитные гиганты пережили несколько эпох, доказав свою мощь и незыблемость. Так, в Блокаду снаряд попал в одного из атлантов. Но тот выстоял.

Генеральный директор Михаил Пиотровский отметил, что никакие немецкие бомбы не смогли навредить творению немецкого архитектора благодаря усилиям по его сохранению. Он подчеркнул, что это — хороший пример победы культуры над войной во времена блокады.

Исполины уже давно стали символами Петербурга, такими же узнаваемыми как Медный всадник, или шпиль Петропавловской крепости. За почти два века они обросли множеством городских легенд и не единожды воспеты.

По залам музея-юбиляра прогулялась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Светлана Бахчиванжи.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»