Театр Юных зрителей готовится отметить столетний юбилей. Четверть века театром руководил Зиновий Корогодский. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга представили документы, посвящённые этому периоду.
Благодаря личным архивам Зиновия Корогодского старые, давно забытые истории из жизни театра воспринимаются по-новому. Данила Корогодский, сын режиссёра, искал и отбирал документы собственноручно.
У каждого из пришедших есть своя, глубоко личная история, связанная с мастером. Строгий руководитель, отчаянный заводила, безусловный художник во всем, а главное — понимающий отец.
«Мы приходили с репетиции домой где-нибудь в час ночи, делали себе по стакану чая, ему нужно было, чтобы это было сто градусов. Я только могу сказать, что я его люблю. Эта память, она держит на плаву, помогает», — поделился Данила Корогодский.
Центральный госархив литературы и искусства готовился к 100-летнему юбилею Театра юных зрителей. Собрали больше 700 документов: инсценировки, дневники с режиссерскими заметками, рабочие документы педагога.
«А это вот был организован такой вот театр в здании ТЮЗа. Он назывался «Театр пятого этажа». Ставились спектакли, они были ученические», — рассказала Татьяна Зверева, заведующая отделом научного описания личных фондов Центрального государственного архива литературы и искусства.
Ученикам он посвятил всю свою жизнь. Гениальный педагог. Те, кому посчастливилось с ним творить, признаются, что репетировать порой было интереснее и волнительнее, чем играть премьеру. Мастер воспитывал в первую очередь личность, выпустил плеяду талантливых актёров и режиссёров.
«С одной стороны очень большая жёсткость, с другой стороны — очень большая мягкость, она вот и делала того Корогодского, с которым спорили, с которым ругались, от которого ждали похвалы», — сказал Николай Буров, Народный артист России.
Это был парадокс Корогодского. Театр, открытый для всех поколений — аудитория от семи до семидесяти. Каждый спектакль — сенсация, праздник, зрительский успех. Пришедший единожды в ТЮЗ оставался предан ему навсегда.
Зиновий Корогодский считал, что театр обязательно должен будить эмоции, воспитывать, заставлять думать и спорить. Без нравоучений — глубоко погруженный в мир детства с его проблемами, драматизмом и переживаниями, он предлагал юным зрителям настоящий, взрослый театр.
«Счастье — это встретить на пути человека, который поможет не споткнуться, не упасть и если упал, то поможет подняться», — отметил Пётр Тищенко, председатель Архивного комитета.
Архивы впечатляют, но главным наследием Зиновия Корогодского всё-таки остаются ученики и единомышленники мастера, которые своим творчеством продолжают дело его жизни.
Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Гончарова.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
