В этом году Петербург будет отмечать 350-летие своего основателя – императора Петра I. Дата – 9 июня, но на самом деле, череда «петровских» событий уже давно началась, и мы не раз будем к ней возвращаться.

Где, как не в Петербурге, можно почувствовать, понять и широту мечтаний первого российского императора, и дерзость его устремлений, и смелость предпринятых им начинаний и  перемен. Петра I еще и полулегендарная фигура. Это – наш культурный герой, высеченный в камне, увековеченный на живописных полотнах и оживший в кинематографе. 

В городе на Неве можно даже столкнуться в Петром I на улице, а потом сфотографироваться с ним. Император многолик. Но как найти образ, близкий к оригиналу?

С известным в Петербурге шоу-меном Леонидом Петровым этот образ живет уже 14 лет. Или он в нем, как угодно. Поэтому даже вопрос о трудовой карьере имеет ярко выраженный императорский подтекст.

«Вам историю восхождения на престол? Ну я никогда в себе этого не чувствовал. Так сложились обстоятельства. Однажды попробовал и мне понравилось», – рассказал Леонид Петров.

Роль личности в истории и харизма первого российского императора вдохновляла и три века спустя продолжает будоражить творческие умы. К примеру, кинематограф подарил нам десятки образов, созданных в разные годы талантливыми актерами.

Но Петр I, созданный на Ленфильме, нам, по понятным причинам, дорог особенно. Сыграл его Николай Симонов. И сыграл гениально, поскольку сам был великим.  

«Человеку мелкому, не в плане роста под два метра, каким был Петр, а лишенному того масштаба, которым обладал Петр Великий, не возможно сыграть Петра», – пояснил киновед Александр Поздняков.

Кстати, вопреки расхожему мнению, Симонов не первый, кто появился на большом экране в этой роли. Еще в 1910 году в немом черно-белом фильме Кая Ганзена и Василия Гончарова «Петр Великий» образ императора примерил на себя Петр Воинов.

Гениальный ученый изобретает машину времени и случайно выдергивает из прошлого русского царя, помещая его в комедию ситуаций. У них у царей это дело обычное. Вот и с потомком Романовых произошла похожая история. «Петра внезапное явление» в веке 21 по художественному замыслу сценариста Алексея Козырева воплотил на сцене режиссер театра «Алеко» Юрий Чулков. Он же исполнитель главной роли.

«Ну килограмма полтора я за спектакль сбрасываю. На мне камзол весь мокрый насквозь», – признался Юрий Чулков.

Его Петр – человек деятельный, энергичный. И даже оказавшись среди раздавленных жизнью людей заражает их идеей созидания.

Что касается великих замыслов в контексте личности Петра I, не все так однозначно. К примеру, замысел выдающегося мастера Михаила Шемякина до сих пор вызывает яростные дискуссии. Скульптуру, установленную в Петропавловской крепости, критики, не подбирая слова, называют издевательством над исторической личностью.  

«А как бы вы хотели, чтобы Михаил Шемякин изобразил Петра I?! Царем-плотником? Или может быть посостязался с Фальконе в эпичности своего замысла? Это Михаил Шемякин. У него есть своя художественная система, свое художественное видение. И не случайно именно маска лежит в основе того образа, который мы видим в Петропавловской крепости», – пояснила искусствовед Ольга Сазонова.

Поначалу у скульптуры даже пришлось выставлять милицейский пост – руководство музея, надо сказать не без основания, опасалось праведного гнева поклонников классического видения образа Петра. Но со временем все привыкли к странному обитателю Петропавловки. Тем более его поза показалась любителям селфи очень располагающей к общению.  

Граждане из числа суеверных считают, что если потереть у Шемякинского Петра левую руку, тебя ждет внезапное богатство, правую – духовное просвещение, а если забраться императору на колени – незабываемая первая брачная ночь. Доподлинно не известно, кто и когда запустил эту утку, но судя по характерному блеску царских штанин, многим впечатлительным барышням именно эта идея пришлась по душе.

Кстати, если бы самого царя спросили, какой образ более других мил его сердцу, он отдал бы пальму первенства Годфри Неллеру. И пусть не утихают споры, чей царь «более настоящий», но в одном точно нет сомнения – даже три с половиной века спустя, имя Петра I – символ всего нового и прогрессивного. Особенно остро это понимаешь и принимаешь на берегах Невы, в лучшем городе планеты.

«Как говорили у нас в 18 веке: «Просто красавчик!» – добавил Леонид Петров.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»