Российские археологи возглавили кампанию по восстановлению легендарной Триумфальной арки Пальмиры в Сирии. Символ древнего города был взорван террористами осенью 2015 года. Каждому школьнику этот античный памятник хорошо известен. Именно он был изображен на старом учебнике истории для пятиклассников. Всестороннюю поддержку археологам оказывает Министерство обороны России.

Возможно, когда-то эта музыка вдохновляла первых строителей Пальмиры. Клинописные ноты хурритского гимна № 6 для арфы нашли неподалеку, в сирийском Угарите. Сегодня звуки древнейшей мелодии в античном городе создают настроение уже реставраторам. Концерт на руинах — это символический старт начала работ по восстановлению монументальной арки в Пальмире.

Специалисты считают, что взрыв произошел вот в этом месте. Возможно, взрывчатку заложили еще и в колонны. А вот элементы декора сохранились неплохо, реставраторы опасались найти вместо них только щебень и каменную крошку. Взрыв был огромной мощности. Но не полностью уничтожил, а только обрушил арку.

«Появились какие-то дикари, которые пришли и взорвали то, что было достоянием нашим с вами! Вот буквально! Это памятник каждого из нас. Он принадлежит всему человечеству, это памятник цивилизации. Но потом, когда мы стали ходить, смотреть, оказалось, что эти дикари, по счастью, плохие саперы», — говорит заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, руководитель проекта по восстановлению монументальной арки Наталья Соловьева.

Для оценки возможности и организации восстановительных работ Пальмиру посетили специалисты российского и сирийского научного сообщества. Наталья Соловьева принимала участие еще в создании полной трехмерной модели этого памятника архитектуры. После освобождения города ученые сканировали, сфотографировали и оцифровали буквально каждый квадратный сантиметр, каждый булыжник. А уже в марте им предстоит аккуратно разобрать завалы.

«Мы привезем сюда технику специальную, со специальными стрелами. Они будут поднимать эти камни, в воздух. Пока они висят, за это короткое время специалисты сделают сканирование или фотограммометрию. И потом мы сделаем специальную площадку для этих камней», — говорит заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, руководитель проекта по восстановлению монументальной арки Наталья Соловьева.

Вместе с историками и реставраторами в экспедиции работают и технические специалисты. Геологи уже нашли неподалеку карьер, где добывают точно такой же мраморный известняк, из которого и была сложена арка. Еще одна задача — провести предварительный анализ строительных блоков, пострадавших от взрыва. Даже уцелевшие могут быть непригодны для работы, если внутри дали трещину.

«Наша задача сегодня — собрать материал для коллег, которые работают в этой области, и разработать корректную концепцию реставрации. Нет результатов исследования несущих конструкций, нет понимания того, в каком состоянии исторические блоки после взрыва. Но после того, как подобные данные будут получены, процесс реставрации займет от двух до трех лет», — говорит реставратор Дмитрий Редькин.

Попурри из русских народных песен, затем классические произведения, и популярные мелодии. А под занавес — ноты гимна из Угарита прозвучали, как обещание. Даже древнюю музыку удалось восстановить. А значит, символ Пальмиры вернется на своё место.

«Я видел лица, чувствовал эмоции, получил хороший такой отклик. Иногда в филармонии не получишь такой отклик, как здесь. Я думаю, что они изголодались. И не только по музыке, а по жизни. И я хотел привнести им эту жизнь», — говорит музыкант Александр Болдачев.

Восстановление монументальной арки может стать только первым проектом. Боевики уничтожили в Пальмире и храм Бэла, и погребальные башни. Памятники разрушаются не только от взрывов. Вот как ветер и песок сточили колонну. А вот, кстати, и следы работ начала ХХ века, ее укрепили. Но этой колонне уже явно нужна новая реставрация.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Наталья Медведева.

Фото: Министерство обороны РФ
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»