Кто до сегодняшнего дня сумел сохранить гараж, построенный до 2004 года, сможет легализовать свое право собственности. Многие десятилетиями пользовались автобоксами на «птичьих правах», не имея на руках никаких документов. Гаражная амнистия будет действовать 5 лет.
Уже страна, в которой кооперативы получили столь бурное развитие исчезла, а юридический казус, когда постройка твоя, а земля под ней нет, не может сдвинуться с места. Как правило, гаражи возводили на окраинах. Тогда казалось, что места хватит для всего.
«Сложно в это поверить, понять, как в Советском Союзе, где все контролировалось, стали развиваться такие вот постройки. Как правило, в каких-то зонах отвода железных дорог, на пустырях люди начинали строить. Потом что-то из этого оформляли в гаражные кооперативы», — рассказывает историк архитектуры Ольга Шурыгина.
Гаражная амнистия предполагает легализацию построек, возведенных до 2004 года. Проблема в том, что часто документы потеряны во времени, первых хозяев уже не найти — гаражи переходят из рук в руки по договору купли-продажи — и что делать, если он оформлен в последние 15 лет?
«Как это можно доказать? Провести экспертизу на старость бетона? Износ фундамента? Это очень дискуссионный вопрос, который скорее всего сейчас будет решаться только через суд. Как сейчас выглядит продажа гаража: в редких случаях нотариальный договор, а так просто в письменной форме «Я, Вася, продаю тебе, Петя, коробку вот по такому-то адресу» и все, точка», — отмечает юрист Алексей Станкевич.
Гаражный кооператив на Софийской улице когда-то занимал 8 гектаров, сейчас уже минус 300 гаражей. Земля муниципальная и в планах уже жилые комплексы с садами и школами, стройка наступает очень быстро. Договор на землю заключается на год и есть понимание, что однажды его просто не продлят. Конечно, в выходные людей здесь больше, но подходы ко многим гаражам поросли травой. Притом на покупку гаража здесь очередь, а вот старые собственники интерес утратили.
«Практически да, не пользуются, приходят, оплачивают и исчезают в неизвестном направлении», — рассказывает зампредседателя гаражного кооператива Искандер Шарипов.
Есть и обратные примеры. Разумеется, когда гараж — это образ жизни, мир, куда мужчина не должен пускать никого.
Когда машина еще была роскошью, гараж был роскошью вдвойне. Герои фильмов, как вы помните, за него родину продавали, а там такие яблони — не описать.
Вообще, считалось, любой мужчина должен иметь либо гараж, либо друга с гаражом. Чтобы не оставлять там автомобиль, а ухаживать за ним. И должен быть гараж обставлен не только инструментом, но и спальным местом. Чтобы можно было в крайнем случае сбежать от своей, когда достала скандалить, и, если не переночевать, то хотя бы отсидеться. Еще плазменную панель и хоть оставайся.
«Имея автомобиль, которому 40 лет, для меня удовольствие пригнать его, например, сюда, заняться им. Сделать что-то самому, не отдавая это куда-то на сторону, чтобы какие-то механики, которых я не знаю, делали что-то. Вы понимаете! Это отдавать что-то близкое и родное душе», — поделился владелец гаража Владимир.
Говорит, здесь летом можно и переночевать, но пока повода не было. Юридические вопросы не решены, как у всех, но сейчас нужно попробовать сохранить за собой это место. Вообще, термин амнистия подразумевает, что кто-то был виноват, но теперь появилась возможность ответить на вопрос «Что делать?»
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
