Быстрый, надежный и самый народный. Петербургскому трамваю завтра исполняется 114 лет. Сейчас вагоны колесят почти по всем районам города. Новые составы — низкопольные с розетками и подогревом. А в далеком 1933 году из ворот Василеостровского парка выехала знаменитая «Американка», которая сейчас возит петербуржцев по историческому маршруту.

Этот «английский дедушка» сегодня гордо стоит в одиночестве, а тогда, в 1907 году, он произвел фурор — впервые повез петербуржцев. Спустя 25 лет его сменил не менее легендарный трамвай — ЛМ-33 — «Американка». С этим по-настоящему народным транспортом связано много историй. Например, именно здесь родилось знаменито выражение «рост — метр с кепкой». Бесплатно проехать могли те дети, рост которых не превышал стойку кондуктора.

«Когда, возможно, возникали споры: нужно платить или не нужно, то кондуктор говорит, что ребенок маленький, кепочку снимем, он будет ниже, все в порядке», — рассказал начальник экспозиционно-экскурсионного отдела Музея городского электрического транспорта Павел Ялышев.

Вагоны остановились лишь однажды — в декабре 1941. В блокадном Ленинграде экономили электричество. Но уже весной жители осажденного города услышали звон  первого запущенного трамвая, который стал символом надежды. С последнего рейса ЛМ-33 отправился прямиком в музей. Это по его образцу построили «Первый туристический».

Внешне модель 2019 года полностью повторяет оригинал – тот же деревянный салон, входные двери, расцветка. Этот трамвай ленинградцы называли «Американка». А все потому, что за идею советские инженеры взяли иностранный прототип. Такому прозвищу есть и другая причина — вагон и в самом деле давал заокеанский комфорт.

«Окна выполнены достоверно, как и в 40-х годах, когда этот трамвай был изготовлен.  И открываются они достаточно тяжело. Ну, вот так», — отметил водитель экскурсионного трамвая Алексей Мефодиев.

Здесь каждая деталь – легенда. Освещение, дубовые скамейки, а сколько женских каблуков застряло  в этом реечном полу.

«В 70-х годах деревянный пол вышел из моды, когда в моду вошла шпилька. Потому что они ломались, застревали в деревянных реечках. Они были предназначены, чтобы слякоть с валенок оставалось на полу и ноги не были мокрыми. А потом в моду вошла шпилька и полы начали покрывать резиной», — пояснил Алексей Мефодиев.

Экскурсионный маршрут запустили в 2019 году. Однако вскоре отменили из-за пандемии. Год назад поездки возобновили. Под размеренный стук трамвайных колес жители и туристы проезжают Петропавловскую крепость, крейсер «Аврора», Цирк Чинизелли, Михайловский замок, Летний сад и Марсово поле.

«Нам очень рекомендовал сын, он учится здесь. Посоветовал прокатиться на трамвайчике. Очень интересно, впечатляет», — поделилась впечатлениями туристка Светлана Кайдарова.

Первый в Петербурге трамвайный маршрут был коротким — проходил от 8-й линии Васильевского острова через Благовещенский мост до Главного штаба. К 1914 году вагоны курсировали уже почти по всем основным магистралям. Вот и сегодня, век спустя, петербургский трамвай по-прежнему остается самым народным видом общественного транспорта.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Светлана Бахчиванжи.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»