Наталья Ветошникова — старейшая теннисистка России — принимает поздравления, ей сегодня исполнилось 100 лет. Петербурженка помнит, как сыграла на корте в блокадном Ленинграде. О жизни в осажденном городе, о мечте стать первой ракеткой СССР и о самой дорогой награде чемпионка рассказала корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Светлане Бахчиванжи.

Несмотря на столь почтенный возраст, у Натальи Борисовны хорошая память и физическая форма. Старейшая теннисистка Петербурга до сих пор следит за выступлениями первых ракеток мира. Последняя победа Даниила Медведеда в Лондоне, как и всю страну, порадовала спортсментку.

«Очень сильный игрок. И по тактике, и технике», – отмечает она.

На  корт 4-летнюю Тасю, так Наталью Борисовну звали близкие, привели родители, которые сами играли в большой теннис. С тех пор она не выпускала из рук ракетку.

«Брала огромную ракетку. Они по унциям идут вообще. Женщины, как правило играют, 12,5-13 унций, а мужчины до 15 унций. У папы ракетка была 14 унций. Я ее за собой волокла прямо по земле и пыталась мячик откинуть», – всппоминает Ветошникова.

И вот уже в 1935 году юная спортсменка взяла первенство на первом детском турнире Ленинграда. А через два года стала чемпионкой Советского Союза среди девочек. Причем дважды. В 1939-м 18-летняя Наталья Ветошникова получила первый взрослый  разряд по теннису.

Теннисистка встретила известие о нападении Германии, выходя из дома. Она собиралась пойти на теннисный матч, чтобы поболеть за сборную Ленинграда, которая играла против команды Украины. Турнир проводился на стадионе «Динамо» и тогда, воскресным утром 22 июня, спортсмены отыграли одну встречу и хотели уже начать второй поединок, когда из репродукторов к гражданам Советского союза обратился председатель Совнаркома страны Вячеслав Молотов.

А дальше блокада, которая забрала сначала отца, затем бабушку. Чудом удалось спасти мать Натальи, которая зимой 42-го заболела пневмонией. Спортсменке и ее сестре удалось обменять 10 клубочков мулине на две ложки кофе.

«Помню, пришла домой, сварила кофе, дала маме выпить и после этого она стала поправляться. Представляете, без всяких лекарств, без всего, как-то на нее это подействовало очень хорошо. Как она выжила — это чудо просто, чудо. Она уверяла, что ее спасло то, что мы напоили ее кофе», – говорит Ветошникова.

В эти трудные дни Наталья не забывала о ракетке и даже сыграла в женском турнире, который известен гораздо меньше, чем знаменитый блокадный футбольный  матч. 

«Было 8 женщин. Я в полуфинале проиграла Налимовой, которая заняла первое место. Третье место я выиграла у другой теннисистки. Это были мои первые достижения по взрослому разряду», – отмечает спортсменка.

Это третье место для Натальи Борисовны значит гораздо больше, чем все остальные кубки и грамоты. Тогда блокаду пережить ей помогла мечта взять первенство страны. Она, увы, не сбылась — последствия войны не прошли бесследно. Однако кубок СССР в составе сборной все-таки завоевала. Победу буквально вырвала, применив на корте тактику «качания»: «Я бегала туда, сюда и неприлично откидывала мяч на середину, чтобы в аут не попасть. В результате обыграла ее, я подхожу к сетке, как принято, пожимала руку, она схватила мою руку и говорит: "Противная, я тебя ненавижу". Я говорю: "Ненавидь, ненавидь"».

Наталья Борисовна  участвовала в разных турнирах вплоть до 50 лет. И даже сегодня, в 100 лет, готова выйти на корт. Правда, говорит, ноги уже не держат. На вопрос: «В чем же секрет такого долголетия?», теннисистка отвечает: «Конечно же, спорт», а затем, улыбаясь, добавляет: «В этом виноваты родители, я тут ни при чем».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»