Последний пассажирский паровоз, выпущенный в СССР, презентовали в Петербурге в день его юбилея в музее железных дорог России. 65-летний экспонат работал на Куйбышевской, Северной и Дальневосточной железных дорогах. Осенью 1991 года музею удалось приобрести паровоз у последнего владельца по цене металлолома. С тех пор бесценный экземпляр реставрировали.
Последний пассажирский паровоз, выпущенный в СССР, презентовали в Петербурге в день его юбилея в музее железных дорог России. 65-летний экспонат работал на Куйбышевской, Северной и Дальневосточной железных дорогах. Осенью 1991 года музею удалось приобрести паровоз у последнего владельца по цене металлолома. С тех пор бесценный экземпляр реставрировали.
Свой юбилей последний отечественный паровоз встречает в экспозиционном блеске. Правда, когда музейщики обнаружили его на территории завода на Дальнем Востоке — последнем пристанище экспоната, состояние его было плачевным.
«Дымоотбойные щиты — это все заново было изменено, отсутствуют кожуха сверху», – рассказал начальник сектора техники музея железных дорог России Игорь Тимофеев.
Игорь Тимофеев — сотрудник музея. В 1992 году – участник экспедиции по доставке раритетных паровозов. Сама серия таких машин, так сказать, была снята с рельс к 74-ому году прошлого века. После они использовались в качестве котельных на предприятиях. Именно этот паровоз выкупили у дальневосточных промышленников по цене металлолома. Привезти в Петербург оказалась целой проблемой, особенно начать движение. Предстояло отключить паровоз от труб и освободить от шлака.
«За период, в который этот паровоз использовался в качестве котельной, подъездной путь по которому он был туда поставлен, он перестал быть необходимым по технологии путь был запущен. Частично были украдены рельсы-костыли, шпалы сгнили», – подчеркнул Игорь Тимофеев.
Этот отрезок пути оказался необходим предприятию по соседству, поэтому 2,5 километра рельсов проложили, можно сказать, заново. После, со скоростью 50 километров в час, раритетное приобретение преодолело 9 тысяч километров до Северной столицы.
Разработка паровозов П36 началась практически сразу после Второй мировой. Главное – что осевая нагрузка на пути в них была меньше. А именно – 18 тонн. Однако долго парить на железных дорогах П36 было не суждено, на смену паровозам пришли поезда на современных видах тяги.
Быть может поэтому, выработав лишь треть ресурса, паровоз смог благополучно добраться до Петербурга. Чтобы довести его до идеально-музейного состояния — энтузиастам потребовалось всего 2 года. Гигантский локомотив, одни его колеса диаметром 185 сантиметров — не был ни новатором, ни рекордсменом среди себе подобных. Но отличался совершенной конструкцией, у которой было немало нововведений.
«Это хорошая, рабочая лошадка. Экономичная. Для машинистов. У него был применен водоподогрев, который очень сильно экономил воду», – отметил Игорь Тимофеев.
По уровню комфорта и удобства этим паровозам не было равных. Чего уж говорить, если у машиниста было мягкое сидение, а на стекле – очиститель. Сейчас же кажется, что и паровозу вполне комфортно. Ведь свои 65 он встретил хоть и не на рельсах, но уже в правильной компании в составе экспонатов музея железных дорог России.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
