На карте Петербурга можно насчитать около ста киберпространств. Чем сейчас живут компьютерные клубы и как зарабатывают, выяснил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».
Киберпространства — именно так теперь принято называть компьютерные клубы — заметно изменились: выглядят гораздо лучше, места занимают больше, развлечения предлагают куда разнообразнее, чем в 90-х.
Современный игровой клуб запускается как мультиформатный развлекательный центр — с кальянной, баром и лаунж-зоной. На новое киберпространство в центре площадью 450 квадратных метров петербуржцы потратили почти 40 млн рублей. Большая часть денег ушла на полсотни мощнейших компьютеров. Одно игровое место стоило около 400 тысяч. Капиталовложение более, чем смелое. Уверенность в рентабельности зиждется на опыте конкурентов.
«Сделали опрос, в результате которого поняли, спрашивая свою аудиторию, чтобы вы хотели видеть — очень было много запросов на компьютерные клубы. Также мы видим других наших конкурентов — сетевые игроки, которые открыли по 150 точек, в России это сильно развивается и много геймеров, это без сомнения», — говорит владелец киберпространства Гор Варданян.
Много — это примерно каждый десятый. По оценкам аналитической компании Nielsen Sports, за киберспортивными соревнованиями следят 15 млн россиян в возрасте от 13 лет. А отечественный игровой рынок приближается к отметке в 30 млн долларов.
«Развивается компьютерная интернет-инфраструктура и, естественно, одно из направлений использования этой инфраструктуры — это компьютерный спорт. Уже сейчас ведутся переговоры о том, чтобы компьютерные игры стали Олимпийским видом спорта, и я думаю, в перспективе 10-15-20 лет это произойдет», — отметил основатель бизнес-школы Владимир Маринович.
При этом спортивный интерес геймеров — не единственный фактор роста для киберклубов. Другой — добыча криптовалюты, или майнинг. Работает он следующим образом: люди, используя мощности своих компьютеров, обрабатывают информацию об операциях, проводимых, например, с биткоином, и получают за это небольшую комиссию. Чем круче мощность — тем выше доход. Для прокачки используют дополнительные видеокарты. Правда, из-за высокого спроса они сильно выросли в цене. Это ощутили на себе и обычные пользователи, которые стали отказываться от покупки нового компьютера в пользу абонемента в киберклуб.
«Летом вообще всегда просадка ожидается, но у нас на удивление она минимальная по сравнению с тем, что мы зарабатывали зимой. Как раз, может, это и связано с тем, что люди не покупают компы, а приходят сюда», — говорит владелец компьютерного клуба Роман Клушин.
Многие поиграть в новинки могут только в киберклубе. Основная аудитория — студенты. В среднем на игры и дополнительные развлечения оставляют по 600 рублей. Этого хватает, чтобы за пару лет полностью отбить вложения в небольшое игровое пространство.
«20-25 компьютеров в районе 5 млн. Можно вложиться. Компьютер в идеале должен зарабатывать вместе с магазином 1000 рублей в день. Получается 25 компьютеров, 25 тысяч в день. 750 тысяч в месяц и расходы будут порядка 60% — зарплата, закупки, непредвиденные расходы и т. д. Условно 200 тысяч компьютерный клуб из 20-25 компьютеров легко может зарабатывать», — рассказал Роман Клушин.
А вот в окупаемости 40-миллионных инвестиций участники рынка сомневаются. Сам владелец планирует выйти в плюс за 3 года. И это даже при 30-процентной посадке и ценах в два раза выше, чем у конкурентов.
Подробности в репортаже Дмитрия Тарасова.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
