Ничего удивительного, что в апреле 1961 года именем Юрий было названо в три раза больше мальчиков, чем в марте того же года. Ленинград не стал исключением.
Кстати, первого космонавта, уроженца Смоленщины, многое связывает с нашим городом. Корреспондент телеканал «Санкт-Петербург» Дмитрий Копытов исследовал ленинградские корни человека, сделавшего тот самый главный первый шаг по пути во вселенную.
Звезда, лично дотянувшаяся до звезд. Вот так после легендарного полета в космос Героя Советского Союза Юрия Гагарина встречал Ленинград. Тысячи горожан мечтали лично увидеть знаменитую ослепительную улыбку, способную затмить любую голливудскую.
Для первого космонавта планеты город на Неве был не чужим. Еще в имперском Петербурге жил его дед по материнской линии. Работал на Путиловском заводе. Детские годы на берегах Невы провела и мама Гагарина. Да и сам Юрий потом здесь бывал, еще студентом.
На нынешней Новоладожской улице в советские годы располагалось машиностроительное предприятие «Вулкан». Здесь в 1955 году еще тогда неизвестный Юрий Гагарин проходил практику в качестве будущего сталелитейщика.
«Чтобы подготовиться, он посещал литейные производства, он был литейщиком, внимательно все изучал, и после этого проводил уроки с ребятами. Впечатления остались хорошие от него. Именно, знаете, с такой дотошной въедливостью», – рассказал председатель секции истории космонавтики и ракетной техники северо-западной общественной организации Валерий Куприянов.
Во время одного из визитов в город на Неве уже герой Советского Союза Гагарин посетил Ленинградский металлический завод. Знал ли первый космонавт, что еще в середине 50-х именно там в режиме особой секретности испытывали стартовую установку для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая и вывела в итоге на околоземную орбиту его корабль «Восток-1»?
В паротурбинный цех ЛМЗ тогда доставили многотонный макет. Испытания тщательно скрывали от посторонних глаз. Современники и коллеги Гагарина и сейчас, спустя 60 лет, вспоминают: он действительно был ярким и открытым человеком.
«Находясь на практике, он ходил в спортзал и играл в баскетбол, несмотря на свой небольшой рост. У него рост был 163 сантиметра. Когда он попросил разрешения поиграть в баскетбол преподавателя физкультуры, тот так посмотрел. Но Гагарин сказал: «У меня все готово». Достал из кармана кеды, надел их и начал играть», – рассказывает Валерий Куприянов.
Не только впечатления, но и автограф на почтовой марке оставил Гагарин на память ленинградцу Владимиру Краскину. Вместе с супругой они тогда работали на научно-исследовательском испытательном полигоне №5, сейчас известном всему миру как Байконур.
Бывшему полковнику советской армии уже 90 лет, но 12 апреля 1961 помнит, как сейчас. Во время полета Гагарина он следил за его пульсом и другими жизненными показателями. Информацию, как сказали бы сейчас, в прямом эфире передавал начальству. Пообщаться с легендой Владимиру Краскину довелось двумя годами позже. Когда в космос запускали Валерия Быковского.
«Гагарин вошел, увидел нас, и такое создалось впечатление, что он с нами давным-давно знаком. Поздоровался, естественно: «Ребята, что пьем?» Мы: «Юрий Алексеевич, мы пьем кофе, садитесь с нами, мы вас приглашаем!». Говорит: «А где коньяк?» Мы: «Юрий Алексеевич, у нас сухой закон, никаких коньяков, водки, ничего». Он: «А мы сейчас этот закон обойдем!», – вспоминает Владимир Краскин.
Политическое и научное значение того полета переоценить сложно до сих пор. Тем приятнее, что свой вклад в этот успех внесла и ленинградская научная школа.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»