Психологи и нейробиологи Санкт-Петербургского государственного университета завершили многолетнее исследование, направленное на выявление наиболее эффективного способа запоминания новых слов. Об этом телеканалу «Санкт-Петербург» сообщили в пресс-службе вуза.
Существует два основных способа усвоения новых слов: осознанный, с использованием прямых инструкций, его применяют в школах, и основанный на получении знаний из контекста. Оказалось, что оба одинаково эффективны.
Для исследования ученые СПбГУ отобрали реальные слова русского языка — существительные, обозначающие часто употребляемые предметы и животных, состоящие из трех букв — например, фен или мул. Путем комбинации начала и окончания разных слов исследователи получили несколько сотен псевдослов — фел или мун.
Участники испытания должны были ответить на десять вопросов, в которых фигурировали псевдослова. Например, вопрос мог звучать так: «Имеет ли рога мун?» Так, в контексте аудиовизуального ознакомления с новыми словами и соответствующими им изображениями испытуемые и усваивали новые слова, их звучание и смысл.
Для контроля активности мозга во время, до и после обучения снимались показания электроэнцефалограммы. Они показывали реакцию нейронов на знакомое или незнакомое слово. Кроме того, после обучающих сессий испытуемые проходили тесты на проверку того, удалось ли им запомнить новые слова.
Ученые продемонстрировали, что люди успешно выучивают новые слова уже после десяти проб любым способом — как эксплицитным, так и имплицитным.
Исследователи считают, что полученные данные потенциально могут быть применены как в образовательных целях, так и в терапии и реабилитации людей с повреждениями головного мозга.
Фото: pixabay.com