Усадьбу Зубовых «Отрада» в Ломоносове будут реставрировать. Проект уже готов, но пока не утвержден КГИОП. Здание собственник купил на торгах еще в 2011 году, но приступил к проекту только сейчас. Все это время проводилась консервация здания. Усадьба находится в плачевном состоянии, и по словам специалистов, восстановлена она будет практически с нуля.
Все что сохранилось от исторической постройки 18-го века в стиле классицизма – это стены и то не все.
В Петербурге и Ленинградской области подобных объектов, которые не нужны инвесторам, сотни. Почему не выгодно покупать памятник за рубль – выяснял корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.
АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент: «Даже не верится, что раньше это был пейзажный парк с тремя прудами и фруктовым садом, перед которым стояла усадьба. Вот она, кстати. Теперь от нее остались одни руины. И только профессионал увидит здесь историческую ценность и неогреческий стиль, и стиль ампир».
Кажется, гарь на стенах, ни что иное, как следы Великой Отечественной, хотя на самом деле, усадьба выстояла, без потерь прослужив Советской армии госпиталем на Ораниенбаумском плацдарме. Сгорела она только в 2007 году. Пожар стал финальной точкой разрушений, что начались, когда здание покинуло тракторное училище. Оставшееся растаскивают.
АНДРЕЙ САМОЙЛЕНКО,представитель собственника: «У нас уже три раза уносили забор. Поставили забор — его нет. Кто? Что? Куда? На дачу?»
Тащат на дачу заборы, потому что ничего другого унести возможности более нет — все уже украдено. Естественно, от интерьеров тоже ничего не осталось. Получается, все, кроме пары стен, в усадьбе будет новоделом.
ИРИНА НЕЙМАН,руководитель проекта: «Саму лепнину мы не обнаружили, потому она будет разрабатываться и согласовываться отдельно. Это будет классицизм».
Классицизм без пейзажного парка, как будто бы не совсем классицизм. И его как раз реконструкция не затронет. Инвестор купил здание, но зеленная территория до сих пор принадлежит городу. Чтобы проект получился – нужен еще гектар.
ИРИНА НЕЙМАН,руководитель проекта: «Нижняя часть – под парковку. И здесь благоустройство до прудов, прогулки и организация мероприятий».
В итоге проект пока выглядит так. Восстановят усадьбу в том виде, в котором она была в середине девятнадцатого века, когда дачей владела семья Зубовых. Именно тогда задние перестроили из неогреческого стиля в ампир и оно, можно сказать, достигло своего архитектурного рассвета.
Со стороны фасада воссоздадут крыльцо полуциркульной формы, мансардный этаж и бельведер — главную доминанту усадьбы. И вновь она превратится в летний дом, в котором жили в основном на каникулах или сдавали в наем тому, кто хотел пожить у воды и искупаться в чистом тогда заливе. Одним из съемщиков был поэт Аполлон Майков. В гостях у него бывал писатель Иван Гончаров.
ВАЛЕРИЯ ИГНАТЕНКО,старший научный сотрудник СПб ГБУ «Краеведческий музей г. Ломоносова»: «Аполлона Николаевича Путятин приглашал в экспедицию на фрегате «Паллада», но Майков боялся качки и предложил ехать Гончарову».
Но с Гончаровым и Майковым связана только историческая часть здания — есть еще пристрой, что появился в советское время. Его изменят до неузнаваемости — фасад сделают стеклянным по проекту японского архитектора. Но что разместят внутри усадьбы – пока коммерческая тайна.
МАРИНА ДОБРИНЧУК,директор по маркетингу фирмы разработчика проекта: «Мы хотим, чтобы в нашем проекте не было такой сильной консервации. А была некая актуализация, а было включение в современной контекст».
«Современный контекст» может стать проблемой, и у КГИОП наверняка возникнут вопросы при окончательном утверждении проекта.
АНТОН ИВАНОВ,заместитель председателя санкт-петербургского отделения ВООПИК: «На Александровских воротах был случай. Инвестор работал там самовольно. И утратил исторические объекты».
Конечно, нельзя разрешать инвесторам самовольничать, но найти гармонию необходимо, может быть, усадьба «по-современному» все же лучше, чем руины в поле.
Подписывайтесь на нас:
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
