Мифы и реальность о донорстве костного мозга. Как в Петербурге спасают жизни

Между тем, чтобы стать потенциальным донором и, возможно, спасти чью-то жизнь, нужно всего 20 минут. В этом убедилась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Ольга Артеменко. 

Ежегодно в России выполняются около полутора тысяч операций по пересадке костного мозга, тогда как нуждаются в этом около пяти тысяч человек. Такая ситуация сложилась в том числе из-за дефицита доноров.

Два года назад «Русфонд» и медицинская компания «Инвитро» объединили свои усилия для решения проблемы. Теперь помочь нуждающимся пациентам стало проще.

Ольга Артеменко,корреспондент:
«Чтобы вступить в регистр доноров костного мозга, нужно сдать кровь на типирование — это исследование генов, которые отвечают за тканевую совместимость. Сегодня я пришла в одну из лабораторий, чтобы сдать анализ крови. Для этого надо заполнить документы и пройти в процедурный кабинет». 

Кровь берут из вены, специальной подготовки не требуется. Процедура занимает не более десяти минут. 

После вступления в регистр человек становится потенциальным донором костного мозга. Сейчас таких добровольцев в России около 140 тысяч. Если клетки потребуются конкретному пациенту, надо будет подтвердить согласие. 

За год национальный регистр увеличился на 40%.

Ксения Тимофийчук,доброволец:
«Буквально несколько дней назад был праздник в честь донорства костного мозга. Я узнала об этом от знакомой, она рассказала мне о том, что это все не так уж больно, страшно и плохо. Я не раздумывая пойду помогать, потому что я считаю, что это мой долг».

Донорство костного мозга — тема, окутанная огромным количеством мифов. Многих пугает сама процедура донации. Но человек может сам выбрать, каким способом будут забираться стволовые клетки. 

Виктор Андронов,руководитель движения «Энергия жизни»:
«Вам предложат на выбор, какой способ вам будет более удобен. Первый — операбельный, под общим наркозом. Через прокол тазовой кости у вас заберут небольшое количество гемопоэтических стволовых клеток. Самый распространенный способ — через периферическую кровь. У вас берут какое-то количество крови из вены, пропускают ее через сепаратор и за три-четыре часа выделяют необходимое количество животворных клеток, которое поможет спасти жизнь пациенту».

Шанс найти донора с подходящим генотипом — один к десяти тысячам. Ксения Бриц, мама двоих детей, вступила в национальный регистр, и уже через три месяца нашелся пациент, нуждающийся в пересадке костного мозга. 

Ксения Бриц,донор костного мозга:
«Были страхи какие-то, связанные  с донорством костного мозга. Но я обо всем почитала, узнала всю информацию, приняла для себя решение о том, что это безопасно. Мои стволовые клетки восстанавливаются, у меня забирают небольшое количество. Есть такой миф, что донорство костного мозга как-то связано с функцией позвоночника. Это абсолютно не так. В позвоночнике находится спинной мозг, и позвоночник никто не трогает». 
Ольга Артеменко, корреспондент:
«Своим детям позволили бы стать донором костного мозга?».
Ксения Бриц,донор костного мозга:
«Да, я бы поддержала их в этом решении».

Даже после внесения в регистр от своего решения можно отказаться без объяснения причин. Если найдет пациент, то согласие на донорство равно спасению жизни.

Подробности смотрите в эфире программы «Обратная связь» на телеканале «Санкт-Петербург».

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»