Культурная жизнь Петербурга долгое время была поставлена на вынужденную паузу. Театрам пришлось отложить премьерные показы и гастрольные туры, музеям отменить выставки. Конечно, во время пандемии артисты работы не лишились, правда репетировали и выступали онлайн. Чего только стоили показы артистов балета у себя на кухне или выступление оперных певцов по скайпу.

Новый опыт, пожалуй, интересен был и для зрителей и для самих артистов, но аплодисментов все-таки ждут не дистанционных. Как искусство выбирается из затяжного карантина и чего ждать в новом сезоне? Об этом расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.

Боря опаздывает — наверное, на карантине потерял прежнюю хватку. Но ничего, еще несколько репетиций и прежний темп вернется. Тоска по зрителям заставит мобилизоваться. Тем более, их в этом сезоне должно быть куда больше. Они ведь тоже скучали. 

БОРИС ЧИСТЯКОВ,актер театра комедии имени Акимова:
«В социальных сетях очень много вопросов, когда же откроются театры. Люди хотят прийти».

А придут и увидят артистов даже в лучшей форме, чем до пандемии. Каждый на самоизоляции занимался саморазвитием. Каждый впитывал в себя, если можно так сказать, эпоху. Все пригодится в будущем, когда коронавирус войдет в искусство, станет его частью. 

ЛИЗА КУЗЬМИНА,актриса театра комедии имени Акимова:
«Сейчас будет много юмора и глубины, интересно, как будут современные режиссеры обыгрывать в классике».

А пока ставят классику. Откроют новый сезон постановкой по пьесе Моэма «Круг». Когда состоится премьера, неизвестно, однако театр готов к работе, пусть вирус и внес свои изменения. 

В гримерках теперь особые правила. У каждого из артистов свои боксы с кисточками и кремами. С собой они их не носят, но плотно закрывают и оставляют в шкафах. Скоро приедут контейнеры с ультрафиолетом, там будут обрабатывать ножницы и другие косметические инструменты. Обрабатывать спиртом будут и парики. Еще одно самое главное правило — дистанция.

СЕРГЕЙ ВОЛОДКИН,художник-гример:
«Мы будем, естественно, раньше начинать, чтобы все успеть». 

Заранее будут приходить и зрители. На входе им измерят температуру. Пропускают группами. Очереди — не единственное вынужденное неудобство. Еще отсутствие буфета и постоянная обработка помещений, в том числе и зрительного зала. 

АЛЕКСЕЙ ФРАДИН,директор театра комедии имени Акимова: 
«Зал будет обрабатываться до захода зрителей в зал, но мы еще и в антракте будем обрабатывать».

Перестроится на новый решим не просто и слишком затратно, но театр смог. 

Ждут живых аплодисментов и другие театры города. Многие не теряли время на карантине. В «Субботе» открывают новое пространство «Флигель» с двумя залами. Там будут проводить творческие встречи, фестивали и оригинальные постановки вне репертуара. 

ТАТЬЯНА ДЖУРОВА,руководитель спецпроектов театра «Суббота»: 
«Вот такое пространство неформальное, здесь нет сцены, здесь можно в любом месте поставить стулья, можно по-разному организовать свет, можно не ограничиваться одним этажом. Это дает возможность режиссерам придумать новое пространство и организовать его так, как им хочется».

Где-то строят новые помещения, где-то новые здания. В Приморском районе открылась детская школа искусств. Директор школы аккуратно касается клавиш, рождается первая музыка в этих стенах. Готов уже и концертный зал, осталось установить кресла. 

ИННА ВАЛАКОВА,директор детской музыкальной школы № 37: 
«Эту сцену мы планировали и для проведения спектаклей на исторические сценарии, эпические, сценарии классиков, а также концерты инструментальной и хоровой музыки».

В академия Бориса Эйфмана прошли вступительные испытания. На танцевальные способности смотрят в последнюю очередь — только во время третьего тура. Встречают не по одежке, а по фигуре. Профессионалы должны оценить параметры будущих артистов, их растяжку, гибкость и прыгучесть. 

ИРИНА ОСТАПЕНКОВА,заведующая отделом по профессиональному отбору академии танца Бориса Эйфмана: 
«Мы обращаем внимание на рост, на телосложение, нам необходимо найти детей со сценической фигурой: с небольшой головой, длинной шеей, длинными руками, ногами. Также мы оцениваем физические данные, необходимые для будущей профессии. У этих детей должны быть хорошая выборность, подъем стопы, растяжка, гибкость и тому подобное».

Еще одно крупное мероприятие прошло в Капелле. Конкурс имени Образцовой прошел в оффлайн-режиме лишь на половину. Иностранных вокалистов пришлось отслушивать через интернет. Свои выступления молодые исполнители из-за рубежа записывали на видео заранее, чем существенно усложнили работу судей, хотя и обострили слух. 

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,член жюри конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»:
«У всех разное положение. У кого-то лучше рояль, у кого-то хуже. У кого-то гудит комната, у кого-то нет. Нам надо понять, как человек поет. Это сложнейшая задача».

Куда культура вернулась в полном объеме, так это на улицы. В городе начался фестиваль «Культура рядом». В программе 18 концертов, которые проводят на открытых площадках. Фестиваль популярен у людей старшего поколения, тех, для кого песни военного времени не просто песни. Блокадница Антонина Станкова и ребенок войны Валентина Кудрявцева долго подпевают с места, а когда звучит «Рио Рита», не выдерживают и идут в пляс. 

АНТОНИНА СТАНКОВА,житель блокадного Ленинграда: 
«Созвездие» ансамбль — это вообще сказка. Рубинов — это вообще сказка». 

Чувство сказки в обывательскую жизнь, как видно, может привнести только искусство. В этот карантин, возможно, каждый из нас понял, как тяжело без него: без театров, без живой музыки.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»