Она уникальна не только размерами, но и неповторимым сочетанием стиля северный модерн и культовых традиций Азии.
110 лет назад заложили Соборную мечеть на Кронверкском проспекте. Уже прошёл век с момента полного окончания строительных работ. Мечеть уникальна не только размерами, но и неповторимым сочетанием стиля северный модерн и культовых традиций Азии.
Журналистам показали подлинные блоки и облицовку, произведенную еще дореволюционные годы в Гатчине. Сейчас она в музее. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Копытов с подробностями.
Голос муэдзина в самом сердце Петербурга вблизи царской усыпальницы у стен Петропавловской крепости звучит уже больше века. Соборная мечеть давно стала не только культовым местом, но и одной из жемчужин уникальной архитектуры города на Неве. Словно оазис Востока и Средней Азии в сероватых буднях Северной Венеции.
Тысячи мусульман приходят сюда помолиться, тысячи туристов — за яркими впечатлениями. А вот в начале ХХ столетия были и те, кто не разделял идею возвести мечеть именно в этом месте. Но участок тогда помог отстоять сам Столыпин.
РАВИЛЬ ПАНЧЕЕВ,настоятель Соборной мечети Санкт-Петербурга, председатель духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России: «Когда были противоречивые моменты, когда местное население высказало мнение, что не стоит на этом месте ставить мусульманский храм, когда здесь усыпальница царей, Петропавловская крепость, церковь Святой Троицы, Столыпин момент сказал: «В своё время я поставил подпись. И подпись я свою отзывать обратно не буду».
За свой век мечеть не раз ремонтировали. Фрагменты исторической облицовки сейчас бережно хранят в музее керамики в Петропавловской крепости.
ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент: «В начале ХХ века эти массивные керамические блоки украшали купол мечети. Петербургские мастера специально ездили в Среднюю Азию, чтобы подсмотреть технологию производства. Однако для местного климата она оказалась негодна: вода постоянно затекала в щели, требовалась замена».
АНАСТАСИЯ ДОЛГОВА,заместитель директора музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх»: «Это привело к парадоксальной ситуации, что сейчас подлинная керамика на фасадах мечети только в айване, над входом. Вся керамика на куполе и на минаретах была заменена, причём в некоторых местах уже несколько раз».
Бухарский эмир пожертвовал на выкуп участка для мечети 350 тысяч рублей и еще 100 тысяч на само строительство. С историком архитектуры Александром Кречмером мы записываем интервью на Каменноостровском, 44, еще в одном месте, связанном с исламом и именем эмира. На его деньги возвели и этот доходный дом. Вот даже табличка.
АЛЕКСАНДР КРЕЧМЕР,историк архитектуры: «В Соборной мечети у нас произошёл синтез северного модерна и восточной исламской архитектуры, в том числе активное применение архитектурной керамики. Ну и, конечно, сочетание гранита в различных обработках».
В 1940 году мечеть закрыли для верующих. А в 1949-м здание было передано Эрмитажу для размещения коллекции произведений искусства Средней Азии. Намаз здесь вновь состоялся лишь в 1956-м. С тех пор службы не прекращались.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в Telegram.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
