Первый светофор появился в Петербурге в 1930 году.
90-летний юбилей отмечает сегодня первый в России светофор. Тогда, в 1930 году, появление автоматического семафора в Петербурге стало, как бы сейчас сказали, настоящим ноу-хау. В Москве он появился только год спустя.
Об эволюции трехглазого регулировщика в материале Дмитрия Копытова.
Внук самого первого советского светофора сегодня общается с пешеходами. Он намного умнее и компактнее деда. Считается, что именно здесь, на пересечении Невского и Литейного, 90 лет назад впервые появилось «мигающее» ноу-хау. Но документальных свидетельств этому сейчас не найти даже в музее ГАИ. Эволюцию светофоров можно проследить по экспонатам.
Например, этот чугунный гигант повелевал пешеходам: «Стойте!» или «Идите!» в середине 20-го века. А довоенный экземпляр с лампочкой внизу для освещения перекрестка ленинградцы прозвали «Колдуном». «Имена» были и у блокадных светофоров.
ЛАРИСА БОСОНОГОВА,куратор музея ГАИ в Санкт-Петербурге: «Это ящик тяжеленный, палка полосатая, чтобы видна была в неосвещенный день в условиях светомаскировки, а наверху только два сигнала: красный и зеленый, и девушка нужным глазком поворачивала. Так одни девушки любовно называли «Глазки» это существо, чудовище такое большое, а другие называли «Бандура».
В честь глазастых помощников в СССР выпускали значки. Вот этот, например, сообщает: «У светофора нет каникул». Были даже музыкальные спектакли.
ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент: «Это пластиковое зеленое «блюдечко» на самом деле не что иное, как линза светофора. Такие использовались начиная с 70-х годов 20-го века. В музее ГАИ того самого первого светофора, который появился на улицах Ленинграда 90 лет назад, не сохранилось, но есть десятки других. Кстати, очень важная деталь: спор двух столиц, извечный спор, проявлялся даже в оформлении светофоров. Например, в Ленинграде зеленый свет изначально был внизу, а в Москве – наверху. Водителям приходилось привыкать».
Единый стандарт появился лишь в 60-е. Сейчас в Петербурге более 1700 так называемых «светофорных объектов». Это не только сами светофоры, а комплексная система из нескольких автоматических регулировщиков на перекрестках. Большинство дистанционно контролируют из общегородского центра автоматического управления движением. По статистике, ежегодно в Петербурге появляются по 50 новых объектов.
ДМИТРИЙ ПОПОВ,специалист дирекции по организации дорожного движения: «Дефицит есть, но, к сожалению, стоимость строительства простенького светофорного объекта, где простенький пешеходный переход от трех миллионов рублей».
Беспроводные регулировщики не дешевле обычных. Также эксперты не поддерживают идею полного отказа от светофоров и замены их круговым движением. Да и статистика доказывает: без светофоров не обойтись. А в 21-ом веке к привычным трем цветам в Петербурге добавился еще один, «белолунный» для общественного транспорта.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в Telegram.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
