Крупнейший российский финансист и промышленник, развивавший российские железные дороги, скончался 5 ноября 1884 года.
5 ноября 1884 года, 135 лет назад, в Санкт-Петербурге умер Александр Людвигович Штиглиц — русский финансист, банкир, промышленник и меценат.
Александр Штиглиц родился в семье потомственных немцев в Санкт-Петербурге и уже при рождении был богатым наследником.
На момент рождения единственного сына Александра Штиглиц-старший был купцом первой гильдии и руководителем торгового дома «Штиглиц и Ко». Предприниматель занимался экспортом и импортом — из России он вывозил зерно и лес, а ввозил дефицитные товары.
Репутация бизнесмена говорила сама за себя — клиенты ценили его за лояльную политику и проценты по кредитам, которые были ниже, чем у конкурентов. Коллеги уважали за трудолюбие и честность.
В 1819 году Людвиг Штиглиц стал придворным банкиром императора Александра I, это позволило ему вести деловые отношения с западными партнерами, организовывая внешние займы для России.
Через несколько лет в честь коронации царя Николая I Штиглиц получил баронский титул. К тому моменту умер его старший брат, который не имел детей и завещал все свое состояние Людвигу.
Первой проверкой юного Александра на профпригодность стало получение дополнительных внешних займов на строительство Николаевской железной дороги, денег на которую катастрофически не хватало. В итоге ему это удалось. За семь лет работы он смог договориться о шести четырехпроцентных займах на строительство.
По примеру своего отца Штиглиц сумел добиться уважения и у российских финансистов, которые в 1846 году выбрали его на должность председателя биржевого комитета Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что он многократно переизбирался на эту позицию вплоть до 1860 года.
Последующая Крымская война стала еще одной проверкой для Александра. Казалось, ему удалось сделать невозможное — западные инвесторы практически отказывались ссужать деньги России, погрязшей в войне. Штиглиц сумел не только получить значительные кредиты, но и оформить их под весьма низкий процент — 5,5%. За это бизнесмен был награжден титулом статского советника.
Кроме того, за успехи в размещении русских займов в Европе Николай I подарил ему золотую табакерку с императорским вензелем, украшенную бриллиантами. «За труды и усердие» он был награжден орденом Святого Владимира третьей степени.
К нескольким промышленным предприятиям, доставшимся от отца, он добавил текстильные фабрики, золотые прииски, металлургические заводы. Например, в 1847 году он создал суконную и льнопрядильную фабрики в Нарве.
За свои собственные деньги Штиглиц продолжал развивать российские железные дороги. Вместе с партнером он начал строительство сразу двух направлений: Петербург-Петергоф (Петергофская железная дорога) и Гатчина-Луга (Балтийская железная дорога, которую он позже продал своему партнеру).
Штиглиц понимал, что нужно развивать участок Санкт-Петербург — Новый Петергоф, ведь именно там у знати располагались дачи и летние резиденции. Летом 1857 года построенное по современному проекту направление было открыто и стало очень популярным.
Следом по образу парижского Восточного вокзала Штиглиц на свои деньги построил Петергофский вокзал, позже переименованный в Балтийский.
В 1857 году предприниматель выступил соучредителем Главного общества российских железных дорог.
В 1860 году Штиглиц ликвидировал все свои частные банкирские дела и по собственному желанию был уволен с должности председателя Биржевого комитета.
В этом же году на основании Указа Александра II Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк, который возглавил Штиглиц. Уволился с этого поста он в 1866 году.
При его ближайшем содействии в 1862 году была учреждена ссудо-сберегательная касса пожертвованиями, составившими сумму в 10290 рублей. В 80-х годах прошлого столетия депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона Ф. Л. Щтиглица». Уже в 1866 году Штиглиц имел 3 миллиона рублей годового дохода.
В 1876 году барон преподнес свой самый ценный подарок Санкт-Петербургу, отдав 1 миллион рублей на создание в родном городе училища промышленного дизайна — Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола. Учебное заведение разместилось в Соляном переулке в новом здании, которое само по себе уже представляло собой произведение искусства.
Вскоре последовал еще один взнос от благотворителя — на этот раз 5 миллионов рублей на создание при училище музея художественно-прикладного творчества и библиотеки.
Сегодня это один из самых известных художественных вузов России. Сменив после 1917 года несколько названий, он в конце концов получил имя Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (в студенческом сленге превратившегося в «Муху»).
В 90-е вуз был переименован Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, и наконец в 2006 году ему было присвоено имя основателя — Александра Людвиговича Штиглица. Музей училища тоже сохранился, сегодня это одна из богатейших коллекций декоративно-прикладного творчества в России.
5 ноября (24 октября по старому стилю) 1884 года Штиглиц скончался от воспаления легких. Его похоронили, как он завещал, в Ивангороде, в церкви Святой Троицы, которую сам же и построил.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Фото: Википедия
