Многие жители нашей страны закапывают умерших домашних животных в землю, однако это не только незаконно, но и опасно.

Кремация — от двух с половиной, захоронение — от трех с половиной тысяч рублей. Средние цены на похороны кота или собаки. Стихийные кладбища домашних животных опасны. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова узнала, как проститься с питомцем цивилизованно, и какие памятники звезды ставят своим любимцам.

Ухоженные могилки с памятниками, оградами и цветами: так это кладбище домашних животных в Капральевом парке выглядело еще в середине июля. А вот так оно выглядит теперь. Стихийное захоронение разрушили вандалы. От могил почти ничего не осталось. Только небольшие холмики напоминают — тут покоятся питомцы. 

СВЕТЛАНА ЛОСЬ,председатель зоозащитной организации «Право на жизнь»:
«Это преступление. Это чистой воды вандализм и открытая неприязнь к людям, которые похоронили своих животных. Это злоба и ненависть».

В соцсетях разгорелась жаркая дискуссия: одни защищают кошатников и собачников, другие — осуждают. В парке в Новом Девяткино захоронение домашних животных вне закона, как и в десятках других мест по городу, где возникают стихийные погосты. 

Девять собак, сорок кошек и три черепахи — именно столько питомцев проживают в квартире зоозащитницы Светланы Лось. Ей не раз приходилось прощаться с любимцами. 

СВЕТЛАНА ЛОСЬ,председатель зоозащитной организации «Право на жизнь»:
«Конечно, хотелось бы хоронить животных на кладбище. Но, к сожалению, не хватает финансовых возможностей. Поэтому мы хороним на участке своем в садоводстве». 

По закону, в России хоронить трупы четвероногих в земле нельзя. Умершее животное относится к категории биологических отходов. Легально утилизировать их можно либо с помощью кремации, либо посредством захоронения в биотермических ямах. Однако в России подавляющее число хозяев просто закапывают кошек и собак в лесу или саду. Едва ли кто-то задумывается о возможных рисках. 

АЛЕКСАНДР ИШЕВСКИЙ,профессор факультета пищевых биотехнологий и инженерии ИТМО: 
«Все зависит от количества и от концентрации этих захоронений. Мы с вами органические животные тоже. У природы есть естественная микрофлора, которая будет потихоньку разлагать. Если большая концентрация захоронений близко к грунтовым водам, тогда происходит заражение органическое. Если попить сырой такой водички, то это грозит от неприятной кишечки до серьезных отравлений». 

Единственное место в Петербурге, где упокоить пушистых и хвостатых можно абсолютно законно — городское кладбище домашних животных в Красногвардейском районе. Там работает крематорий с двумя печами. Процедура занимает не больше часа. 

ДМИТРИЙ БАЛКУНОВ,заместитель директора городского кладбища домашних животных:
«Когда человек привозит сюда питомца, он привозит не питомца, а своего четвероногого родственника, с которым он жил 10-15 лет, с которым ел, пил, болел. К кремации у нас в стране еще не относятся, как положено. Считают, что это неправильно. Хотя кремация это безопаснее, чем закопать труп». 

На кладбище есть огромный участок для захоронения урн. Хозяева не скупятся и на гранитные памятники с фото и проникновенными надписями в память о своих усопших питомцах. 

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент: 
«На этом кладбище полторы тысячи захоронений. Урны с прахом помещают и в земле, и в колумбарии. И, конечно, своих питомцев здесь хоронят даже знаменитости. Многих имен администрация просто не называет по этическим соображениям. Но, вот, например, могила дога Александра Розенбаума. Говорят, артист нередко навещает могилку пса». 

Но такие места в России увы, редкость. В отличие от Европы, где давно контролируют сферу ритуальных услуг для животных. В США, например, нередко можно увидеть пышные проводы служебных собак. Полицейских псов хоронят в гробах с национальным флагом, в церемонии участвует почетный караул. 

Вандалов, разрушивших кладбище в Новом Девяткино, вряд ли удастся найти и наказать, уверяют юристы. Дело в том, что захоронение и все объекты там изначально были незаконны. А значит, эта ситуация находится вне правового поля. 

АЛЕКСАНДР ЛАШЕР,юрист: 
«Будут ли какие-то перспективы? Я думаю, нет. В данном случае эти захоронения никому не принадлежали, собственниками их никто не являлся, оформлены они не были. С таким же успехом можно абсолютно нелегально построить дом и требовать найти мерзавцев, которые его снесли».

Законная процедура стоит отнюдь не баснословных денег. Кремация — от двух с половиной, захоронение — от трех с половиной тысяч рублей. Это чуть больше расходов на качественный корм для большой собаки. Эксперты уверены: чтобы легальные похороны животных стали не исключением, а практикой, в России понадобятся годы.  

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».