Разработками рецептуры занимались сотрудники лаборатории городского треста хлебопечения.

В лабораториях блокадного Ленинграда под бомбежками разрабатывали рецептуру хлеба. Дефицитную муку заменяли обойной пылью и жмыхом, рассказали в Федеральном исследовательском центре питания, биотехнологии и безопасности журналистам РИА Новости.

В качестве заменителей ржаной обойной муки на хлебопекарных заводах города использовали овсяную, ячменную, соевую и кукурузную муку. В ход шли ржаной и ячменный солод, жмыхи из льна, подсолнечника, хлопчатника, конопли и кокоса, отруби, обойная мучная пыль, соевый шрот, рисовая мучка и лузга.

Хлеб мог состоять как целиком из одного заменителя, так и из смеси 5-6 заменителей.

Разработкой рецептуры занимался коллектив Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения, работавший на казарменном положении.

На рубеже 1941 и 1942 годов могла меняться ежедневно в зависимости от наличия сырья. В конце 1941 года снабжение блокадного города по суше прекратилось, поэтому в Ленинграде начали искать непищевые заменители муки.

Так в ход пошла гидроцеллюлоза — обработанная химическим путем древесина, кора и сосновый луб. Необходимость в непищевом сырье для хлеба отпала лишь с организацией Дороги жизни по льду Ладожского озера.

С июля по ноябрь 1941 года суточные нормы хлеба для жителей Ленинграда снижались. В июле рабочие получали по 800 граммов, служащие — по 600, дети — по 400. В конце ноября норма для рабочих составляла 250 граммов, для рабочих и детей — 125 граммов.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».