На этой неделе в Госдуме в третьем чтении приняли законопроект «Об органический продукции». Он вступит в силу 1 января 2020 года. Что это значит и чем это грозит производителям?

Под понятие органический попадут продукты, которые не содержат пищевые добавки, пестициды и антибиотики, усилители вкуса и многое другое всего. И всё это позволит вытеснить с рынка недобросовестных производителей. Подобные законы на данный момент действуют на территории более чем 80 стран мира.

О том, что правильное и здоровое питание стало модным, говорить уже не надо. Интернет пестрит рекламой и предложениями как и что надо есть. А блогеры в соцсетях предлагают услуги в качестве составителя полезной продуктовой корзины.

Фермерский, экологически чистый, 100 процентная органика. Эти слова на этикетке автоматически гарантируют продажи. ЗОЖ в моде. Когда на прилавке десятки наименований молока, масла, творога, рука покупателя охотнее тянется к тем, что полезнее, даже если на самом деле это обман.

МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«То, что слово органический на упаковке товара не более чем маркетинговый ход, становится понятно на примере этого йогурта. Производитель уверяет: сделано из фермерского молока, полезно для здоровья. Но вот срок годности для такого натурального продукта подозрительно большой, полтора месяца. И если прочитать информацию о составе, становится понятно, почему. Здесь стабилизаторы, эмульгаторы, ароматизаторы».

Поэтому за натуральным горожане традиционно идут не в супермаркет, а на рынок. Но и тут надо быть начеку. Каждый торговец скажет, что заготовки домашние, молоко прямо из-под коровы, а мед с собственной пасеки. Постоянные клиенты знают: выбирать надо c умом.

ЕЛЕНА ШВЕЧКОВА,постоянный покупатель Сытного рынка:
«Здесь очень вкусно. У меня дети съедают сразу банку сметаны с блинами или с творогом. У меня уже из магазина не едят. Дети самые лучшие дегустаторы. Принесешь из магазина, ничего есть не будут из молочных».

Семья Галины Божковой держит в Псковской области собственное хозяйство. Несколько дней в неделю женщина торгует на Сытном рынке. Редкий случай, когда фермер может реализовать свою продукцию в городе. В основном сдают на завод.

ГАЛИНА БОЖКОВА,продавец:
«Мы стоим только потому, что много лет наработали своего покупателя. Больше здесь делать нечего. Другой раз час никого нет. Два никого нет. Посмотрите, сколько человек торгуют мясом? Нисколько. Все остро, на острие ножа. Пока держимся».

В торговые сети попасть невозможно, нужны большие объемы. И цену придется назначить минимальную. Поэтому Сергей Ушанов продает кроликов прямо на ферме.

СЕРГЕЙ УШАНОВ,фермер:
«Данному самцу пять месяцев. Он хотя не большой, крольчихи его любят. И он тоже их любят. Он к ним снисходительно относится».

Животные на свободном выпасе. В рационе свежая морковь, еловые ветви, сухари. Никаких гормонов и антибиотиков. Перед забоем обязательный осмотр ветеринаром.

СЕРГЕЙ УШАНОВ,фермер:
«Заводские кролики сено не кушают. В заводском цикле нет сена. Кролики сидят в ангаре. Клеточная система. Очень тесно сидят. Идет определенная температура. И по весу они другие. Средняя тушка два килограмма».

Навести порядок на рынке органических товаров призван закон, который вступит в силу первого января 2020 года. Он предусматривает 11 требований к такому производству. Пестициды, химикаты, стимуляторы роста под запретом. Упаковка обязательно из биоматериалов, которые не наносят природе вред.

ВСЕВОЛОД ВИШНЕВЕЦКИЙ,председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»:
«Согласно ему, будет вестись сертификация всей органической продукции. Та, которая будет признана органической, будет занесена в реестр министерства сельского хозяйства. Только та продукция, которая туда попадет, будет с маркировкой «органик».

За необоснованное использование маркировки предусмотрена административная ответственность. Для физических лиц 10 тысяч рублей, для юридических 100 тысяч. Сегодня адептам здорового питания приходится ориентироваться на иностранные значки. Например, евро лист.

АННА ТЯТТЕ,основатель школы экологичной жизни и материнства:
«Где гарантии, что производитель не подделает еще и этот евро лист? Гарантия есть, под листочком код из букв и цифр. По нему можно отследить в базе данных, действительно ли товар проходил евро сертификацию. Если есть евро лист без кода, то это скорее всего подделка будет».

Экоблогер Анна Тятте знает, как отличить оригинал от подделки. Нередко встречает на упаковке подозрительную маркировку. Чтобы вести действительно здоровый образ жизни, нужно быть специалистом. Слишком уж много спекуляций вокруг экотоваров. Да и удовольствие это не дешевое, «зеленые» продукты в разы дороже аналогов. И даже покупая у дачников огурцы или помидоры прямо с грядки, нельзя быть уверенным, что они органические, то есть выращены без химических удобрений.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».