Талантливый организатор, требовательный руководитель, настоящий профессионал своего дела. Эти качества директора ВНИИтрансмаш Василия Старовойтова высоко оценил главный конструктор отечественной космонавтики Сергей Королев. И именно ему доверил работу над вездеходным шасси для первого в мире «Лунохода». Сегодня Старовойтову исполнилось бы 100 лет. Каким этого человека запомнили родные и подчиненные? Мария Евсюкова продолжит.

От танка Т-34 до лунохода. Кажется, именно Василий Старовойтов писал историю технологического прорыва страны. Сначала в Челябинске на Кировском заводе, затем в Ленинграде на одном из самых секретных предприятий союза. 

Мария Евсюкова,корреспондент:
«В начале 1960-х символом мощи Советского Союза были танки. Поэтому именно ВНИИтрансмаш, как один из основных разработчиков боевых машин, получил секретный госзаказ на создание автоматического шасси. Именно в этом здании луноход поставили на ход. Так что все межгалактические и космические испытания оборудование проходило вполне себе в земных условиях».

Василий Степанович все делал сам. Сначала сам научился читать и писать, а потом сам вызвался разработать автоматическое шасси для лунохода. Кроме него никто в Союзе не откликнулся на предложение главного конструктора. В 1963 году во ВНИИтрансмаш Королев приедет лично. Дома о достижениях главы семейства узнавали из газет и телевизора. 

— Сигнал растет, вижу лунную поверхность. Поверхность ровная. Есть небольшие камни, решение вперед пять метров.

Ольга Старовойтова,дочь Василия Старовойтова:
«В то время если бы он что-то сказал, а я ляпнула в школе. Догадываетесь, чем это могло все кончиться?! Это была закрытая отрасль абсолютно! Мы не знали никаких подробностей. И только когда пошел луноход, он сказал: «Это наш институт». А я: «Папа, ты главный?»

Свои первые метры «Луноход-1» проехал в Ленинграде. Несколько лет потребовалось конструкторам института, чтобы понять: на поверхности спутника робот оставит колею от колеса, а не от гусениц или пружин. 

Сергей Федосеев,главный конструктор по космической тематике ВНИИтрансмаш»:
«А песок разве через сеточку не просыплется? — Внутри мотор-колесо. Каждое из колес оснащено своим двигателем и редуктором. У автомобиля есть передний, задний привод. А здесь у каждого колеса свой».

После взрыва на Чернобыльской АЭС в Союзе снова вспомнили о луноходах Старовойтова.

Михаил Маленков,доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ:
«Те, кто делал машину, те и должны ее эксплуатировать. Первая бригада приступила к работе на кровлях третьего энергоблока ЧАЭС в августе 1986 года, а я был во второй группе. Мы работали в сентябре». 

На этих кадрах 30-летней давности та самая вторая бригада из ВНИИТрансмаш убирает графитовые осколки с кровли третьего энергоблока.

— Здесь я являюсь руководителем группы опытной эксплуатации специальных транспортных роботов.

— Вы давно здесь работаете?

— С 3 сентября.

Имя Василия Старовойтова неразрывно связано с такими техническими работами, как танк Т-64, самоходная артиллерийская установка Су-152 и еще десятка изобретений.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».