Обледенение самолета в воздухе можно предвидеть, когда лайнер еще на земле. Таковы промежуточные итоги эксперимента, которые проводят петербургские и томские учёные. Разработанный ими способ расчёта опасности уже запатентован. Аналогичной технологии в мире нет. По данным Международной организации гражданской авиации, 11 процентов всех авиакатастроф происходит из-за обледенения воздушных судов. О том как наука предлагает предотвращать подобные ЧП, репортаж Дмитрия Павлова.
ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент: «То взлёт, то посадка, то снег, то дожди. Метеорологи давно научились прогнозировать погоду. Их примеру решили последовать астрономы. Цель перед собой поставили высокую. Научиться предугадывать появление льда на корпусе самолета».
В «Пулково» плюсовая температура, осадков нет, но атмосфера рано или поздно встретит лайнер «минусом» и, возможно, водяными парами — коварной невидимой влагой. Этот коктейль подаётся только со льдом.
ИГОРЬ МОРОЗОВ,пилот: «Обледенение — это фактор такой, который влияет на безопасность полётов. Увеличивается масса самолёта, лёд очень быстро нарастает. В условиях обледенения уменьшается подъёмная сила за счёт того, что изменяются аэродинамические характеристики крыла и хвостового оперения, т. е. самолёт управляется по-другому и летит по-другому».
Как максимально обезопасить полёты задумались два института: прикладной астрономии в Петербурге и мониторинга климатических и экологических систем в Томске. Учёные вместе придумали метод, который позволит определять в небе границу, достигнув которой, самолёт начнёт покрываться ледяной коркой.
АЛЕКСАНДР ШИШИКИН,научный сотрудник лаборатории антенн и антенных измерений: «Видно, что на высоте 250 метров уже минус один градус, на высоте 500 метров −3. Соответственно, обледенение возможно уже на высоте 150, 200 метров».
Температуру воздуха на компьютер передал прибор, установленный на крыше института. Информацию обновляет каждые пять минут. Во дворе установлен ещё один прибор. Определяет количество водяного пара в атмосфере. Сопоставив данные, аппаратура может спрогнозировать появление льда на самолёте ещё до его взлёта.
ВЛАДИМИР БЫКОВ,научный сотрудник лаборатории антенн и антенных измерений: «В конечном итоге, должна быть создана такая система, которая как экспертную оценку давала бы возможность оценить вероятность обледенения в тот или иной момент на той или иной высоте самолёта. Т. е. конечный итог — столько-то процентов вероятность, что обледенение произойдёт».
Промежуточные итоги обнадёживают. Метод испытали на полигоне томского института вблизи местного аэропорта. Данные об обледенении, полученные с бортов самолётов, сравнивали с предсказаниями приборов. Точность попадания — 99 процентов.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
