Они оберегали жителей революционного Петрограда и блокадного Ленинграда, ловили с преступников в лихие 90-ые. Уголовному розыску 5 октября исполнилось 100 лет.
В память о первых сотрудниках ведомства в Петербурге открыли мемориальную доску. Памятная табличка появилась на Малой Морской, именно там начиналось становление службы.
О том, как оперативные сотрудники раскрывают самые запутанные дела, снято сотни лент. О работе криминальной полиции в кино и в жизни — Дмитрий Павлов.
В роли журналиста — режиссер Кирилл Капица. Один из создателей легендарных «Улиц разбитых фонарей». Сериала, который сразу приобрел статус народного, а Ларин, Казанова, Дукалис, Волков стали ребятами с нашего двора. У них тоже маленькие зарплаты и скромная одежда, но это рыцари без страха и упрека.
АНДРЕЙ КИВИНОВ,писатель, сценарист: «Это все действительно бралось из жизни, но фабулы для того что бы это было интересно выдумывались. При том, что герои немножко раздолбаи, они делают положительные дела, они раскрывают преступления и они со всех сторон положительные герои по-большому счету».
Это сегодня создатель знаменитых «ментов» Андрей Кивинов писатель и сценарист. А в прошлом он — оперуполномоченный Андрей Пименов. Пять лет отработал в Кировском убойном отделе. Уходя на повышение в РУВД, написал повесть, сделав главными персонажами бывших коллег. По ней и сняли первые серии «фонарей».
Так что кивиновские опера как и ситуации, в которые они попадали — продукт натуральный с минимальными добавками героизма.
Не супермен, но с легкий налетом «брюсвилисовщины» — герой Александра Устюгова. В сериале «Ментовские войны» он 14 лет играл главного персонажа Романа Шилова, шефа убойного отдела петербургского уголовного розыска. Молодого, дерзкого, упертого, с амбициями. Шилов с самых низов оперативной работы дослужился до майора. Устюгов вспоминает, простой зритель Шилова полюбил с первого сезона, профессионалы сначала критиковали: выскочка, ездит на дорогой иномарке, много стреляет.
АЛЕКСАНДР УСТЮГОВ,актер, исполнитель роли Романа Шилова в сериале «Ментовские войны»: «Сотрудники говорили, что большинство сотрудников у нас за всю службу 25-летнюю ни разу не доставали пистолет, а многие вообще с трудом пользуются оружием, поскольку оно не совсем им нужно. Поэтому, когда герой начинает стрелять все говорят: «О, как же так».
Без экшена в современном детективе не обойтись. Рейтинги. А вот что точно испортит кино — так это явная непосвященность в тему.
ЕЛЕНА ТОПИЛЬСКАЯ,писатель, сценарист: «Приходит оперативник к свидетелю и говорит: «Не заметили ли вы чего нибудь-подозрительного?». Я бы убивала, честно говоря, за такие реплики».
Елена Топильская — писатель и автор сценария еще одного популярного сериала «Тайны следствия». До того как взяться за перо, 17 лет проработала следователем в прокуратуре. О сотрудниках уголовного розыска помнит только хорошее, поэтому ее оперативники люди интеллигентные.
ЕЛЕНА ТОПИЛЬСКАЯ,писатель, сценарист: «Конечно, хочется на экране показать не мусор, который в профессии этой, как и в любой профессии присутствует, а самые интересные черты. Конечно, больше настоящего, потому что мой опыт и жизненный и следственный мне покоя не дает. Хочется им поделиться со зрителями и читателями».
Наружное наблюдение, работа с агентурой, засада. Все это окружает уголовный розыск романтическим ореолом, который всегда привлекал сценаристов. Благодаря их таланту объединять настоящее с выдуманным появились культовые Глеб Жеглов и Владимир Шарапов. Киногерои, чьи принципы воспитали не одно поколение настоящих сыщиков.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
