На восстановление сожженной в Кондопоге Успенской церкви нужно 100 миллионов рублей. Памятник русского зодчества исчез по воле подростка. По одной из версий, юноша интересуется оккультизмом. Весной в Третьяковской галерее пьяный мужчина повредил картину Репина. А вообще, вандализм это что? Может быть диагноз? Может, это к психиатру? Почему люди уничтожают культурное наследие? Кто они? Татьяна Баженова попробовала нарисовать портрет вандала. Смотрите.

Эти кадры шокировали всю Россию. Шедевр заонежской деревянной архитектуры – Успенская церковь в Кондопоге – сгорела дотла. В поджоге подозревают 15-летнего подростка. Предполагается, что молодой человек увлекался идеями сатанизма.

– У него обряд посвящения был такой, нужно было выпить бокал человеческой крови.

Недавно в Третьяковской галерее пострадала картина «Иван Грозный и сын его Иван», вандал прорвал ее стойкой ограждения. Картина Репина от рук преступников вообще-то страдала дважды – полотно еще в 1913 году три раза пырнули ножом.

– Выпил водки и пошел.

Эти кадры из Петербурга тоже облетели СМИ и интернет. Молодые люди забрались на «Медный всадник» и пытались пожарить шашлыки. «Императорский» пикник не удался, к счастью, не пострадал и памятник.

Страну и мир в очередной раз накрыла волна вандализма. Что побуждает людей уничтожать, осквернять и наносить ущерб памятники культуры?

АННА БАБИНИНА, психотерапевт:
«Жажда славы, жажда признания, жажда нереализованной любви – вот, что движет этими людьми. Если говорить о норме, злодейство вряд ли может быть нормой. Случаи вандализма увеличиваются с каждым днем. У одних это вызывает горе и разочарование, другие говорят: вау, что он сделал! Он крутой».

Вряд ли «крутизной» отличаются и эти случаи вандализма. В Лувре в 50-е в «Мону Лизу» да Винчи бросили камень, а в 70-е – пузырек с краской. В тот же период пострадала статуя Микеланджело «Пьета» –душевнобольной Ласло Тот ударил ее молотком. Ну а в 85-ом в Эрмитаже «погибла» «Даная» – картину Рембрандта облили кислотой и порезали ножом. Произведение реставрировали 12 лет. И так каждый раз: восстановление произведений искусства или архитектуры после намеренной порчи отнимает колоссальное количество времени и денег.

Причиной совершения чудовищных действий отнюдь не всегда становятся психические заболевания. Выделяют и другие мотивы: неприязнь или несогласие с идеологией, религией, политическим строем.

В определенном виде вандализм однажды даже был в почете. Ведь в Советском Союзе в угоду идеологии рушили грандиозные памятники культуры. Чего только стоит снос Храма Христа спасителя в Москве в начале 30-х годов.

Так что не оправдать, но объяснить можно и действия подростка из Карелии. Молодого человека захватили идеи сатанизма. Идеология вседозволенности и деструктива пагубно повлияла на нестабильную психику юноши. Журналисты нашли в Кондопоге место совершения его черных месс.

СНХ мальчик из Кондопоги.

В здании бывшей птицефабрики жуткое зрелище: дъявольские символы, огарки свечей. Кажется, подросток долго шел к преступлению. Но это еще только предстоит выяснить следствию.

ВИТАЛИЙ ПИТАНОВ,сектовед, научный сотрудник Санкт-Петербургского института религиоведения и церковных искусств:
«Агрессивно настроенных против христианства сект много. Современное неоязычество, там тоже присутствует. Но есть разница между говорить и воплощать в действие. Ругают христианство почти все секты. Но выступать с критикой или преступать закон – разные вещи. Я лично считаю, что закон преступают уже откровенные отморозки, и их сравнительно немного».

Вандалы в России могут провести за решеткой до трех лет. Но только в случае, если преступление особенно цинично, например, совершено по мотивам ненависти в отношении к определенной социальной группе. Обычно же обходится незначительным штрафом. Как в случае с «Медным всадником» – хулиганы получили смехотворное взыскание на сумму 500 рублей. После этого случая стало понятно, систему наказания нужно совершенствовать. Петербургские парламентарии уже предложили ужесточить санкции к нарушителям.

ЮРИЙ НОВОЛОДСКИЙ,адвокат, президент балтийской коллегии адвокатов:
«Это как приглашение: А не хотите ли подготовить шашлыки на вздыбленном всаднике? Всего-то цена вопроса 500 рублей и всесоюзная популярность. Нужна системная работа. Чтобы первый поступок наглеющего подростка, связанный с наследием, уже бы получал наказание».
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент:
«Большинство петербургских памятников не терпят даже прикосновений, не то что грубого отношения. Все просто – люди прикасаются к элементам скульптур, иногда даже натирают особо доступные из них. То, что их желание сбудется, совсем не факт. Зато наверняка, у реставраторов прибавится работы. Ведь от натирания многие памятники попросту ветшают».

Но ценители городских красот этого не понимают. Их уже прозвали пассивными вандалами. Получается, разрушить хрупкое наследие могут не только агрессивные преступники, но и мы сами.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», в Instagram и «ВКонтакте».