Сегодня вечером в акватории Невы у Дворцового моста несколько десятков яхт примут участие в ярком водно-световом шоу. Это финальный аккорд масштабного мероприятия — Балтийской яхтенной недели.

В этом году фестиваль посвящен 300-летию основания первого в мире яхт-клуба «Невский флот» — это детище Петра Первого. У петербуржцев была прекрасная возможность приобщиться к парусному спорту и насладиться его красотой. Принято считать, что это занятие из разряда элитных. А времена, когда любой школьник мог записаться в бесплатный яхт-клуб давно прошли.

Для Петербурга это особенно обидно. Так правда ли, что паруса — только для избранных? Ответ искала Анна Безкровная.

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«В том, что Петербург — парусная столица России, сомнений, кажется, ни у кого нет. Здесь и яхт-клубы, и регаты, и яхтенная неделя. Но если статус внутри страны не оспорим, то с даже с ближайшими соседями, например, финнами, мы сравниться во всеобщей любви к парусу можем далеко не всегда».

И дело даже не в том, что лето у нас часто холодное и недолгое. В Суоми погода не менее суровая. Тем не менее, катер есть у каждого пятого. А управлять яхтами и моторными лодками учат с самого детства. В Петербурге яхтенный спорт пока не столь популярен, но к нему сейчас пытаются привлечь всеобщее внимание. 

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВ,президент Санкт-Петербургского парусного союза, вице-президент всероссийской федерации парусного спорта:
«У нас было до 90-го года 30 яхт-клубов, сейчас их три. Что сейчас сделать, чтобы сделать привлекательным наш город? Чтобы, грубо говоря, было куда прийти, где заниматься. Наша задача — прилечь внимание администрации, ведомств, чтобы они понимали, что если мы не будем уделять этому внимание, большие проблемы будут и вообще в развитии флота».

Инфраструктурная проблема одна из самых важных. Ведь яхте необходимо не только найти стоянку, ее нужно заправить и обслужить. В Петербурге сейчас такие возможности есть, хотя количество клубов уменьшилось. Но за пределами нашего города с этим бывают значительные проблемы. 

ВЛАДИМИР ЛЮБОМИРОВ,командор яхт-клуба Санкт-Петербурга:
«Некуда ходить. В Петербурге стояночных мест достаточно, но в Ленинградской области, в Карелии ничего нет. Некуда ходить. Как следствие, пропадает смысл. Поэтому, даже те, кто покупают яхты в Петербурге, рано или поздно переходят в Эстонию, Финляндию».

Чтобы в другие страны катера и парусники ходили лишь на прогулку, а постоянно, хотя бы в сезон, находились в портах Петербурга, яхт-клубы продумывают различные программы. Путешествия и рыбалка — стандартные развлечения. Но капитанов часто привлекает не только это. 

СЕРГЕЙ МЕДВЕДНИКОВ,заместитель директора яхт-клуба по маркетингу:
«Клиенты очень заинтересованы в том, чтобы была некая цель некого вхождения в залив. В этом году мы, например, клубных поход на Ладогу. Потому что люди хотят выходить и, собственно говоря, хотят дружить с другими клубами, приходить в гости, соревноваться».

Межклубные соревнования, национальные и международные регаты в Петербурге проходят регулярно. На яхтенной неделе за звание лучшего в парусном спорте сражаются спортсмены со всей России. Есть и детские заплывы. Воспитанники парусных школ как самостоятельно ходят на учебных судах, так и практикуются на больших яхтах. 

НАТАЛЬЯ ПЕТРИНА,воспитанница парусной школы:
«Я была в походах в Финляндии, на гичках, мы ходили две недели, потом я пересела на Лукулл. Мы участвовали в заплыве, заняли 8 место, в этом году я тоже два этапа ходила на лукулле».

Наталья из своих 16 лет парусному спорту отдала 5. Развенчивает сразу несколько мифов: что яхтинг — дело не женское и что этот спорт — элитный. Сейчас купить лодку можно по цене автомобиля, а детскую и того дешевле. 

НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВА,директор спортивной школы по парусному спорту:
«Детская яхта стоит от 160 тысяч рублей, если ее покупать. Автомобиль вы за эти деньги не купите. Поэтому, детские яхты, с которых дети начинают заниматься, подержанную можно за 70-80 тысяч купить. Но целесообразно приходить в школу, где есть тренер, группа, где идут занятия. Школы сейчас есть бесплатные. И яхты представляются, и яхты тоже бесплатные».

Государственных школ в Петербурге несколько. И часто родителям нужно оплатить юным спортсменам лишь одежду. Так что сейчас, если не владеть, то хотя бы управлять яхтой, позволить себе может почти каждый. Петербуржцам осталось только по-настоящему полюбить парус и море, ведь они доступнее, чем кажется. Тогда и необходимая инфраструктура тоже обязательно появится.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях» и в Instagram.