В Пушкинском Доме готовится к открытию выставка одного экспоната. Он знаком практически каждому. Когда-то это ювелирное украшение вдохновило Александра Куприна на написание его самой знаменитой повести.

Анне Безкровной доверили изучить удивительный гранатовый браслет в мельчайших подробностях.

Алые камни то и дело вспыхивают на свету. Браслет усыпан десятками гранатов. Они помнят руки Куприна, который подарил это украшение своей первой жене Марии Куприной-Иорданской. Писатель был знатоком драгоценностей. Он заказал это украшение специально для супруги, еще не зная, что после этот браслет вдохновит его на написание одной из самых трагичных повестей о любви. 

Татьяна Бакулина, младший научный сотрудник Пушкинского Дома РАН: «Браслет этот он подарил своей супруге в конце 19 века в знак своей любви и верности. Рассказ, напомню, был написан в 1910 году. Уже после развода. И, собственно, по памяти он его уже в своем произведении описывает».

Само украшение отличается от того, что описано в повести. В подарок Вере Шеиной загадочный П.П.Ж. прислал браслет, покрытый не только алым, но и редким — зеленым гранатом. Согласно преданию, это камень считается оберегом. Но своего владельца от трагической любви уберечь все же не смог. 

Историю о неразделанных чувствах простого телеграфиста к княгине писатель вовсе не выдумал. Услышал в доме родных своей жены. В реальности, правда, безответно влюбленный прислал подарок вовсе не гранатовый, а золотой браслет с красный пасхальным яичком. Этот случай всегда веселил родственников. Только Куприн смог взглянуть на героев по-другому. 

Татьяна Бакулина, младший научный сотрудник Пушкинского Дома РАН: «Для того, чтобы добавить трагичности в своей рассказ, Куприн меняет концовку. Он добавляет самоубийство главного героя. В действительности же человек, ухаживавший за Людмилой Ивановной Любимовой, уезжает в провинцию и там женится». 

Но Желтков в изложении Куприна стреляется, и в память о нем у Веры Шиной остаются лишь письма и воспоминания об огненных, точно кровь, камнях грантового браслета. 

Анна Безкровная, корреспондент: «Гранатовый браслет для многих, кто прочитал повесть еще в юности, — символ настоящей любви. Наверное, только равнодушные не сочувствовали Желткову, а другие и вовсе проливали слезы. Эти огненные камни зажигали в девушках мечту о том чувстве, которое описывал Куприн — любви, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость».