Возможна ли жизнь без еды? Да на такой вопрос отвечают праноеды — это люди, которые не употребляют физическую пищу, а некоторые даже не пьют воду. Они утверждают, что в результате таких духовных практик организм начинает сам вырабатывать необходимую энергию. Но как на это смотрит современная медицина? Дарина Жежелева продолжит.
Обычная внешность, простая одежда — Дмитрий далек от образа гуру. Еще 15 лет назад он занимался только борьбой и даже не думал о каких-то духовных практиках. Но вот уже четыре года, по словам Дмитрия, он не ест, только пьет воду. Силы для существования ему дает энергия, которая и помогает организму вырабатывать все необходимые вещества.
Дарина Жежелева, корреспондент: «Праноеды всегда предупреждают — бездумное голодание — опасно. Чтобы прийти к энергетическому питанию, нужно абсолютное здоровье и система — сначала вегетарианство, затем сыроедение, фруктоедение, и только потом — ничего».
Жить с праноедом — выгодно, говорит жена Дмитрия Катя. Она тоже занимается различными практиками, полтора года ела только фрукты, сейчас пришлось разнообразить рацион — в семье Лапшиновых ожидается пополнение.
Екатерина Шустхем, жена Дмитрия Лапшинова: «В основном, в семье все общаются за столом, за ужином. Приготовили, вместе обсуждаете день. У нас этого нет. Я кушаю одна, Дима занимается своими делами. А так, конечно, это очень удобно. Это экономит кучу времени. И по финансам».
Все началось в 2001 году, Дмитрий уехал готовиться к очередным соревнованиям в деревню. И там, в шкафу у бабушки, наткнулся на старую газету — в ней говорилось о духовном развитии. Начались путешествия Дмитрия, общение с учителями. Итог — энергетическое питание и внушительные физические возможности. Он может задерживать дыхание на 5 минут, выдержать удар кувалдой по голове, толкать автомобиль копьем, обращенным к горлу. Дмитрий честно признается — на духовном пути встречались и большие трудности.
Дмитрий Лапшинов, праноед: «На протяжении этих 4 лет у меня были срывы. В среднем, около 5-6 срывов у меня было. Потому что психика перестраивается одной из последних. А все наши вкусовые рецепторы — это проявление нашей психики. И только когда человек занимается, уравновешивает свое сознание, только тогда он может подчинить свои вкусовые рецепторы».
Медики Дмитрия официально еще не обследовали. Сам он говорит, что к проверке готов. Но врачи к подобным людям, как правило, относятся скептически.
Андрей Князьков, врач-диетолог: «С точки зрения современной медицины, это невозможно ни практически, ни теоретически. Потому что есть такое понятие в медицине, оно называется "основной обмен". Это то количество энергии, которое необходимо для поддержания жизнедеятельности в состоянии абсолютного покоя. Это определенная калорийность, которая рассчитывается в килокалориях. Которые тело может получать только с помощью еды».
Основательница праноедства, австралийка Джасмухин, проверку не прошла. Во время голодания под наблюдением ее состояние быстро ухудшалось. И уже через несколько дней эксперимент пришлось остановить — он угрожал жизни женщины. Это произошло в 1999-м — но сейчас Джасмухин продолжает ездить с лекциями по всему миру. Последователи ей верят. И психологи говорят — ничего плохого в таком образе жизни нет.
Юрий Владер, психотерапевт: «Очень многие мои коллеги говорят о том, что это пограничная зона психического состояния. Я бы не стал какие-то ярлыки вешать, давать такие четкие термины, я бы сказал так — если человек в этом существует и может функционировать достаточно эффективно, то каждое направление имеет право на существование».
Как минимум один случай успешного перехода на энергетическое питание в мире есть. Что бы ни говорили врачи. Прахлад Джани — индийский йог, который не ест и не пьет более 70 лет. Сейчас ему 83. Медики проверяли его два раза — наблюдали в течение 15 дней. И подтвердили — йог, действительно, не принимает пищу, чувствует себя прекрасно, а его мозг — активен, как у 25-летнего человека. И кто знает, может, и Дмитрий Лапшинов когда-то сможет стать таким же потрясением для науки.