Елена Баснер сегодня вышла на свободу. Известного во всём мире петербургского искусствоведа оправдали и отпустили прямо в зале суда. Расследование резонансного дела длилось более двух лет. За это время прошло более тридцати заседаний.

Баснер обвиняли в том, что она провела недостоверную экспертизу картины импрессиониста Бориса Григорьева «В ресторане». В итоге фальшивку продали коллекционеру Андрею Васильеву за 250 тысяч долларов. Сегодняшним итогом заседания остался недоволен Следственный комитет. По мнению правоохранителей, точку ставить рано. Елена Болдышева с подробностями.

— Прошу всех встать. Суд постановил признать Баснер Елену Вениаминовну невиновной.

Аплодисменты в зале суда напомнили звуковое сопровождение сериала. Судебные страсти по поддельной картине Бориса Григорьева длились более двух лет. Сегодня бывшая сотрудница Русского музея Елена Баснер отправилась домой. Полностью оправданная. На вопросы журналистов искусствовед отвечать не стала. Ни до заседания. Ни после. 

— Мы можем рассчитывать на ваш комментарий после завершения заседания?

Елена Баснер, искусствовед: «Думаю, что нет. Извините меня, пожалуйста».

Следственный комитет считал доказательства вины железными. Но суд решил, что в продаже картины виновата не Баснер, а арт-дилер Шумаков, ведь именно он предложил фальшивку коллекционеру Андрею Васильеву. А также поставщик подделки, некогда судимый за грабежи и наркотики Михаил Арансон, который заявил, что картину получил в наследство. 

Доводы, что оригинал полотна искусствовед принимала на хранение в Русский музей еще в 1983 году, суд счел неубедительными. Прошло больше тридцати лет. Могла забыть. По мнению коллекционера Андрея Васильева, кто-то о шедевре из запасников все-таки вспомнил. 

Андрей Васильев, коллекционер: «Я больше внимания уделяю тому аспекту, что это подделано с оригинала, который хранится в Русском музее, и если бы не это обстоятельство, то вряд ли бы мы оказались в этом суде».

Коллекционер купил подделку летом 2009-го. Через год повез на выставку в Москву. Там ему шепнули, что полотно ненастоящее. Дескать, его уже привозили и московские эксперты уже давали неутешительное заключение. Васильев написал заявление. 

Следственный комитет с решением суда не согласен. Сегодня журналистам рассказали, что за пару месяцев до роковой сделки Елена Баснер звонила одному из сотрудников Русского музея.

Сергей Капитонов, старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу: «Был установлен факт звонка Баснер со своего мобильного на мобильный телефон фотографу 14 апреля 2009 года, который по ее просьбе сфотографировал оригинал картины, данное фото обнаружено в компьютере Баснер».

В Следственном комитете находится еще одно художественное дело, о неверном заключении подлинности картины Калмакова. В экспертизе расписалась и Елена Баснер. 

Лариса Малькова, адвокат Елены Баснер: «К ней обратился кто-то из сотрудников Русского музея уже после дачи заключения о подлинности картины, поскольку она специалист очень высоко класса, ну просто для того, чтобы определить, правильны ли их суждения».

Елена Баснер работала в аукционном доме Буковски. Читала лекции по всему миру. Признанный специалист в области русского авангарда, автор метода определения подделок. В основе которого лежит гипотеза, что до Хиросимы в полотнах не было изотопов. Почему крупнейший эксперт по авангарду ошибся? Может, специалисты из различных аукционов правы. Зарубежные искусствоведы, которые давали показания по делу, уверяли: почти 90% авангардистов из России — подделка. Работа Бориса Григорьева стала еще одним доказательством, который подтверждает звание Петерубрга как столицы поддельного антиквариата. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Предмет двухлетних разбирательств — поддельный шедевр стоимостью по нынешнему курсу более 15 миллионов рублей останется у владельца коллекционера Андрея Васильева. Требовать компенсации, по решению суда, он не вправе. А вот Следственный комитет собирается требовать продолжения судебных разбирательств. И планирует обжаловать сегодняшний приговор».