Ошибка, которую будут рады признать эксперты из Царского Села. Однако пока они уверены: сообщение польских специалистов, которые в комплексе немецких бункеров якобы нашли Янтарную комнату, вызывает улыбку. Слишком уж часто подобные «сенсации» появляются в местных СМИ.

Впрочем, есть и ряд фактов, которые подтверждают версию иностранных музейщиков. Слишком уж в этот раз много совпадений: показания современного георадара, воспоминания очевидцев. Исторические справки навела Александра Ли. 

Александра Ли, корреспондент: «Ажиотаж вокруг Янтарной комнаты словно в зеркале отражают то и дело всплывающие новости о том, что утраченные во Второй мировой войне интерьеры наконец найдены. На сей раз якобы в Польше. Правда, сами сотрудники музея к такой новости отнеслись весьма скептически: смущает и завидная частота появления подобных сообщений в СМИ, и нестыковка фактов».

Факт первый: обнаруженное помещение площадью два на три метра. Польские учёные утверждают, что именно в старом военном бункере в Мамерках на северо-востоке их страны и находится одно из самых главных сокровищ XVIII века, перекочевавшее из Пруссии в подарок Петру Первому и преумноженное Екатериной. Правда, уместить такую многоцентнерную янтарную громадину, пусть даже и по частям, в столь небольшое помещение, уверены петербургские музейщики, смогли бы едва. 

Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село»: «Что можно спрятать в бункере два на три? Вы видите панели комнаты. И хотя мы понимаем, что ее вывозили из Калининграда по частям, мы понимаем, по какому принципу. Все, что можно сохранить, сколько ящиков и какие в таком маленьком бункере, все же вызывает сомнения». 

Факт второй. Растиражированный в известном издании и всё же вызывающий сомнение в Петербурге: «нащупали» сенсацию на польской земле. Точнее, под ней — с помощью георадара: а вот войти внутрь пока не удаётся. А значит, доказательств попросту нет. 

Ян Краско, житель Варшавы: «Это не так легко. Сначала надо найти вход. Там входа вообще нет. Её нашли самой новой аппаратурой. Они могут сказать какое это помещение. Но еще не знают, что внутри».

Пока специалисты из Польши ссылаются на показания одного из сапёров, который якобы видел зимой 1945-го разгрузку артефактов — ни много ни мало — из 30 грузовиков. А вот в каком состоянии они добрались до места — большой вопрос. 

Глобальную реставрацию комнаты ленинградские музейщики запланировали на 1941 год, но вмешалась война. Из оккупированной территории немцы вывезли Янтарную комнату в королевский замок Кёнигсберга. А уже оттуда след пропал. 

В реставрационной мастерской пылинки с янтаря сдувают в прямом смысле слова: материал хотя и крепкий, рождается из твердеющей смолы не один миллион лет, уж очень капризный: за 70 лет в заброшенном бункере может попросту потемнеть. 

Борис Игдалов, художник-реставратор: «Янтарь — такая штука вообще, это органическое соединение, на него много что влияет: температура, свет, ультрафиолет, в каком состоянии она сегодня находится, остаётся только гадать. Если вдруг она найдётся, то много будет работы, это я вам могу сказать точно!»

И всё же надежда на то, что комната не утрачена, даже у самых скептичных экспертов есть. Наиболее вероятной версией историки считают вывоз всех интерьеров в частной коллекции в Латинскую Америку, которую заселяли беглые нацисты. Из претендентов на нынешнюю прописку загадочной Янтарной комнаты Калининград, в прошлом Кёнигсберг, Белоруссия и, внимание, Польша. 

Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село»: «Я думаю, что какой-то всплеск интереса к этой местности увеличится, что, наверное, и требовалось. Если мы все ошибаемся, то мы все вместе порадуемся!»

Янтарную комнату в Царском Селе, точнее, её научную реконструкцию — именно здесь воссоздавали по крупицам не один десяток лет. Говорят, после открытия в 2003 году надеялись, что след исторических интерьеров обнаружит себя. Но каждый раз это были всего лишь раздутые сенсации.