Прототипом стал прославленная в прошлом амфибия Ш-2. Но все чертежи подполковник авиации выполнил сам. Дмитрий Копытов побывал в гараже мастера.
Свой личный самолёт Александр Селезнёв с приятелем собирает в неприметном гараже на окраине Петербурга. Давняя мечта пилота с сорокалетним стажем сбывается. Когда-то он летал на Як-18, МИГ-17, венных Су. Службу в авиации закончил в 96-м в звании подполковника ВВС. Но выход на пенсию лишь подстегнул к новому хобби.
С моделью самолёта, который будет собирать, определился, когда случайно зашёл в Музей Арктики и Антарктики. Его центральный экспонат — как раз тот самый Ш-2, который лётчики ещё нежно называют «Шаврушка». В честь его конструктора Вадима Шаврова в Петербурге даже названа улица. Крылатая машина едва ли не единственная, у которой есть точный адрес рождения.
Дмитрий Копытов, корреспондент: «В 1928 году авиаконструктор Вадим Шавров начал собирать прототип этого самолёта практически в таких же условиях: у себя в квартире на нынешнем Приморском проспекте. Начиная с 30-х годов самолёт-амфибию Ш-2 широко использовали в гражданской и полярной авиации. Проявил он себя и во время Великой Отечественной войны. Например, помогал партизанам в Карелии: доставлял боеприпасы и продовольствие. С появлением вертолётов Ш-2 стали использовать гораздо реже. Благодаря петербургским энтузиастам эта модель сейчас переживает второе рождение. Когда эта машина будет готова, на ней планируют полететь не куда-либо, а на Северный Полюс. И никто не сомневается: столь длительное путешествие легендарному Ш-2 вполне по силам».
Фюзеляж и крылья самолёта, как и век назад, из дерева и фанеры. Чертежи Александр Селезнёв изготовил сам.
Из всех запчастей иностранной будет, пожалуй, только одна — двигатель от старого японского автомобиля. По современным меркам, конструкция самолёта кому-то кажется примитивной. Но это только на первый взгляд. Прототип такого самолёта на надёжность однажды проверил знаменитый Валерий Чкалов, когда летел из Москвы в Ленинград. Курса держался по железной дороге.
Александр Селезнёв, лётчик: «Они левой плоскостью зацепились за семафор, самолёт развернуло и он врезался в насыпь. Естественно, самолёт восстановлению не подлежал, но Чкалов и механик остались без единой царапины сидеть на шпалах».
К 100-летию Шаврова, в 1998 году, Александр Селезнёв даже написал книгу о прославленном конструкторе. Но главное, считает лётчик, — закончить начатое и всё-таки доделать самолёт. Удовольствие недешёвое. Спонсоры есть, но денег всё равно не хватает. Тем не менее маршрут будущего большого путешествия уже продумывают.
Сейчас энтузиасты-авиаконструкторы заканчивают фюзеляж и крылья. Затем планируют поставить двигатель и винт. И если даже денег будет недостаточно, то энтузиазма, чтобы осуществить мечту, хватит точно, уверены приятели. Так что всё свободное время они проводят в мастерской в надежде когда-либо подняться в небо на собственном самолёте.
