8 апреля 1974 года произошел мощный выброс водопесчаной смеси при строительстве тоннеля. Полуторакилометровый участок от места прорыва до «Площади Мужества» в течение нескольких часов оказался полностью затоплен.

Это объявление для метростроителей — непустой звук. Все 40 лет существования перегона между «Лесной» и «Мужества» за его работу ведется настоящая борьба. Во время строительства тоннеля выяснилось, что маршрут проходит сквозь русло подземной реки и особые водонасыщенные отложения песка. Строители рассматривали несколько вариантов обхода – либо над рекой, либо под, но это требовало времени, а партия ожидала введения новой станции к началу 25-го юбилейного съезда. На свой страх и риск решено было идти сквозь плывун и строить тоннели друг над другом.

16-летним подростком Алексей Ерофеев возвращался из кружка в доме Пионеров. Вспоминает, все ближайшие улицы перекрыли, трамваи замерли на треснувшем полотне. Вслух причины не назывались, но местные жители без подсказок понимали, что-то случилось при строительстве перегона к станции «Площадь Мужества». К счастью, больших разрушений удалось избежать.

Алексей Ерофеев, краеевед: «У нас была практика на заводе «Красный Октябрь». И работяги рассказывали, что помещения, близкие к месту строительства, где стояли станки, сильно пострадали».

На кадрах художественного фильма режиссера Дмитрий Светозаров, который многие принимают за документальную хронику, рассказывается о самом первом прорыве в нижнем тоннеле – замороженный перед строительством грунт оттаял и под землей началось наводнение. Автор вспоминает, в сюжете фильма не могло быть виноватых, наоборот, рассказывается о доблестном подвиге бригады проходчиков.

Дмитрий Светозаров, режиссер фильма «Прорыв»: «Умному человеку не надо ничего письменно приказывать. Были правила общения художника с властью и вещи о которых нельзя говорить».

Александр Буренин, корреспондент: «Один из самых запоминающихся эпизодов в фильме, когда троллейбус провалился в промоину, снимался не в районе Лесной или Площади мужества, а вот здесь, на Заневском.

Промоина, говорят, была настоящая, она возникла во время строительства станции «Красногвардейская», ныне «Новочеркасская». Но эпизод этот все же выдуманный. В 74-м году до таких происшествий не дошло. Но этот момент показывает, какие последствия могло бы иметь для города подземное наводнение, если бы метростроевцы быстро его не ликвидировали».

Перегон в итоге открыли, но большую часть времени он работал по особой схеме – движение перекрывали на выходные, а поезда снижали скорость на участке. Последний факт даже породил легенду, что машинисты специально притормаживают, в память о пострадавших в 70-е годы строителях. Перегон прослужил не более 15 лет, затем начались проблемы. Вода стала просачиваться внутрь, а тоннели стали оседать в грунте.

Александр Буренин, корреспондент: «В 95-м участок закрыли окончательно. Северная часть города оказалась отрезанной от центра. На долгие годы символом этих мест стали автомобильные пробки, скопление людей на остановках и автобус 80-го маршрута, без конца сновавший между «Лесной» и «Мужества». Сейчас о старом перегоне напоминает лишь вот эта шахта, говорят, через нее можно попасть в законсервированный тоннель. Но дверь, разумеется, наглухо закрыта. Скрыты под землей и многие вопросы, главный из которых, почему долгие годы этот участок приносил городу столько проблем. Официально постановлено: во всем виновата коварная стихия. Такие моменты как человеческий фактор, ошибка проектирования и спешка при строительстве официальными лицами воспринимается не более чем досужие домыслы».