Именно этот трамвай является прародителем наших трамваев, дедушкой, именно с него пошли электрические трамваи по улицам нашего города. 1907 год - точка отсчёта трамвайного движения в Петербурге. Для столицы специально закупили 190 вагонов английской компании «Брэш».
Трамваи сразу стали популярны. Вагоновожатый управлял транспортом стоя. До 1930-х годов кабина была открытой. И в мороз лобовое стекло очень быстро запотевало из-за дыхания водителя.
Кирилл Нюквист, директор Музея городского электрического транспорта: «Что они только не делали — и керосином намазывали, и солью посыпали, если ничего не помогало, то открывали окно и все атмосферные осадки попадали прямо на лицо водителю».
Потом деревянные полы сменили резиновые, а сидения пассажиров стали мягкими. Салоны становились просторнее, скорость — больше. В 1970-е прошлого века на дорогу вышел «ЛМ-68» — первый трамвай в Петербурге с автоматической системой управления.
Михаил Ищенко, корреспондент: «Это уже тот самый трамвай, который вышел на городские маршруты. Вагон отличается от предыдущих двумя кабинами водителя. Это позволяет эксплуатировать его на участке, где нет разворотных колец. А двери открывается либо на левую, либо на правую сторону. В зависимости от направления движения».
Две комнаты и одна ванна, так европейцы называют трамваи такого типа. Этот вагон имеет автономный ход. Для движения контактный провод не нужен, пантограф опускается, и трамвай продолжает маршрут.
Наталья Дружкова, заместитель главного конструктора: «Это проезд перекрёстков, это проезд на аварийных участках, где перебои в сетях, это у нас есть, и он довольно мощный».
В вагоне поддерживается постоянная температура 16 градусов, по желанию водителя её можно поднять до 25. Без труда этим трамваем могут пользоваться и пассажиры с ограниченными возможностями.
Любовь Орлова, водитель 5-го разряда: «Подъезжает пассажир на инвалидной коляске, нажимает кнопку, водитель выходит, убеждается в безопасности и открывает пандус для посадки пассажира на инвалидной коляске — он может легко заехать».
Любовь управляет трамваем 14 лет. Говорит, водить такой транспорт одно удовольствие. В кабине теперь есть всё для удобства.
Любовь Орлова, водитель 5-го разряда: «Для водителя кондиционер, две форточки, мягкость и плавность движения , ручка контроллера на водительском сидении, никуда не надо тянуться».
На этом мониторе отображается напряжение сети, температура двигателя и другие показатели. На старых трамваях это отображали амперметры. Единственное, что осталось неизменным с самого первого трамвая, так это способ переключения стрелок.
Корреспондент: Михаил Ищенко
