Подземки всего мира сегодня отмечают юбилей. Ровно 1,5 века назад в лондонское метро спустились первые пассажиры. Сегодня метрополитен Петербурга, несмотря на ощутимую разницу в возрасте, перевозит всего на 200 млн. человек меньше, чем британское.
История метро началась на станции «Паддингтон» ровно 150 лет назад. В первый же день по «трубе» — так стали называть лондонцы свою подземку — прокатились 40 тысяч человек. Не сказать, чтобы с ветерком.
Виктор Червяков, директор музея Петербургского метрополитена: «Самые первые вагоны — это были паровозы как тяговая сила, а вагоны — как открытые платформы, и люди переезжали от вокзала к вокзалу в дыму и копоти. Лондонские денди выходили все чумазые, но довольные. Скорость была небольшая — 5 километров преодолевали за 2,5 часа».
Сегодня старейшее в мире метро по некоторым параметрам уступает молодому петербургскому. К примеру, некоторые станции в Лондоне по выходным закрыты, интервал движения поездов по нашим меркам огромный 8-10 минут. Проезд дороже в 3 раза. Работники бастуют стабильно-несколько раз в год.
Анна Мельник, корреспондент: «Разница между подземками Лондона и Петербурга заключается и в менталитете пассажиров. И там, и здесь в вагонах много читают. Но у британцев принято оставлять газеты другим пассажирам, пользоваться чужой прессой не считается зазорным. У нас так не делают. Лондонские женщины по дороге часто наводят макияж, у нас такое редко увидишь. В петербургском метро не принято перекусывать, в Лондоне практически каждый это делает. Из-за этого в подземке развелись мыши, и участились случаи травматизма-пассажиры травмируются, поскальзываясь на чужих объедках».
Виктор Червяков, директор музея Петербургского метрополитена: «В Лондоне запретили курение в метро совсем недавно, а у нас никогда не курили. С другой стороны, у нас не запрещены спиртные напитки — в частности пиво».
Есть и общие проблемы. Обе подземки все еще недостаточно приспособлены для пассажиров с ограниченными возможностями. Вагоны нуждаются в кондиционерах. Люди рассчитывают не только на новые подвижные составы, но и на бонусы — устойчивый сигнал мобильной связи, бесплатный вай-фай, банальные туалеты.
Виктор Червяков, директор музея Петербургского метрополитена: «Лондонский метрополитен перевозит 1,1 миллиардов пассажиров в год, а мы — 900 миллионов перевозим при несравнимо разном количестве станций, составов».
В декабре в Петербурге открылись еще две станции метро – «Бухарестская» и «Международная». По плану развития подземки после 2025-го года внешне схема метро будет напоминать московскую. Сходство появится из-за строительства кольцевой линии.
Корреспондент: Анна Мельник
Оператор: Олег Кузенков
