Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
«Иногда дети действительно помогают нам. Иногда мы нуждаемся в их помощи. С одной стороны, это вопрос осознанного выбора, а с другой — это навязывание», — подчеркнул психолог.
Многие родители говорят своим детям: «Ты уже взрослый». Психолог напомнил, что одну и ту же фразу можно произнести большим количеством способов. Она может звучать как поддержка или как упрек.
«Чем это чревато? Когда дети, искренне любя своих родителей, хотят помочь, они в какой-то степени отказываются как будто сами от себя. Это важный механизм, его нужно осознать. Для детей процесс развития — интеллектуального, личностного — связан с тем, что на этом жизненном этапе они играют. Когда на них сваливается некоторая необходимость, однозначность, то они начинают вроде бы взрослеть, но иногда отставать в интеллектуальном развитии, потому что у них этого познавательного, игрового аспекта», — отметил Аркадий Бондарь.
Когда ребенка ставят на место взрослого, а опыта и знаний ему не хватает, то может запуститься механизм аутоагрессии. Это ощущение беспомощности, чувства вины. При этом не значит, что не нужно формировать взрослость у ребенка.
«Взрослый — это человек, который осознает свои границы, свои чувства и эмоции, свои интересы и как раз мы лишаем этого всего», — добавил психолог.
Психолог рекомендует, чтобы все происходило через игру, в будущем через договоренности.