Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Просьба «Передайте за проезд!» навсегда остается в прошлом, а вот система оплаты проезда в общественном транспорте шагнула в будущее: можно оплатить поездку с помощью биометрии или по геолокации.
Впрочем, все так же есть возможность купить физический билет, который окажется «счастливым». Если повезет. А повезет обязательно: стоит только оплатить проезд … «лицом».
В тестовом режиме специальное оборудование работает на станциях «Гостиный двор» и «Площадь Восстания». Чтобы воспользоваться этой системой, нужно заранее загрузить свои биометрические данные на «Госуслуги».
Можно – с мобильного телефона, и привязать эти данные к банковской карте.
«Я вообще верю, что биометрия будет лет через пять самым главным способом идентификации при получении любых услуг. В том числе – платежных, государственных. Любых», – говорит старший вице-президент Банка ВТБ Вадим Изотов.
Система распознает даже в том случае, если человек отпустил бороду, либо надвинул на брови шапку, надел медицинскую маску. Вот только солнцезащитные очки придется перед турникетом снять.
Система предпочитает смотреть в глаза своим визави.
«Установка биотерминалов запланирована в следующем году на одном турникете на каждой станции метрополитена», – говорит заместитель начальника петербургского метрополитена Вадим Арсеньев.
Упрощается система расчета и в трамваях. На маршруте №24 тестируют сразу несколько вариантов оплаты проезда без взаимодействия с бортовым оборудованием. С помощью мобильного телефона можно рассчитаться, используя QR-код.
Он есть не только на экране каждого валидатора, но и на медиакомплексе.
«Навести QR-код, приблизить. Определилась ссылка. И с помощью стандартного приложения банка оплатить проезд».
Или рассчитаться за проезд через геолокацию. С помощью приложения в мобильном телефоне. Номер трамвая есть не только на борту вагона. Он указан и внутри.
«Транспорт плюс. Нажимаю «оплатить». Привязана банковская карточка. Билет уже сформировался. Чек сформировался. Смс-ка об оплате пришла».
Платежные сервисы – на грани фантастики. Искусственный интеллект подсчитывает в салоне количество пассажиров, оплативших проезд.
Сама система оплаты мигрирует в виртуальное пространство – чтобы упросить способы расчета.
«Город сейчас активно внедряет виртуальные проездные билеты, мы тоже в этом активно участвуем. Более 17 тысяч человек сейчас это тестируют, но, опять же, сохраняя все необходимые способы. В том числе – оплату банковской картой и транспортной картой», – объясняет заместитель начальника управления информационных технологий и интеллектуальных систем СПб ГУП «Электротранс» Александр Фигичев.
И в этом плане у петербуржцев есть свои предпочтения. «Подорожником» с 2011 года (именно тогда он появился) оплатили поездки уже 5 миллиардов раз.
У этого способа оплаты только один минус: пополнять карту приходится через кассы, но теперь можно сделать это в своем телефоне.
Идет тестирование виртуального варианта.
«В планах в начале 2025 года он пойдет в промышленную эксплуатацию: на нем будут сначала все виды не льготных проездных билетов, которые сейчас возможны в подорожнике, а уже во втором квартале 2025 года – и льготные все билеты у нас появятся в «Подорожнике», – рассказывает заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков.
Раньше можно было, как это называлось в СССР, «обилечиваться» не только у кондуктора, но с помощью механических приспособлений.
Именно такая система оплаты, которая полагается на сознательность пассажиров, и давала возможность зайцам бесплатно, пользоваться общественным транспортом.
Ситуация, конечно, изменилась. Заяц, как класс, все еще существует, но это – уже вымирающий вид. Об этом хорошо знает кондуктор Валентина Ковалева.
«Чаще всего они говорят, что карты проездные забыли дома. В таком случае мы перечисляем и предлагаем все виды оплаты проезда. Если же пассажир не оплачивает, то тогда вежливо предлагаем покинуть подвижной состав – делится опытом кондуктор Валентина Ковалева.
Бывает и так, что контролер идет навстречу. Человеческий фактор.
«Если детки едут, говорят, что «я забыл», или еще что-то, либо непогода на улице, тогда мы говорим: «Хорошо, ничего страшного», – продолжает Валентина Ковалева.
Валентина Ковалева – по профессии экономист. Думала, что работа в трамвае – временная, но уже почти десять лет служит кондуктором.
Целый день – на ногах. За смену проходит по вагону не менее шести тысяч шагов. Валидаторы, конечно, – большое подспорье, но и билетики тоже кто-то должен продавать, а также – проверять их наличие.
«Также есть пассажиры, которые покупают билет за наличный расчет, либо банковскими картами рассчитываются. Вот в таком случае мы выдаем чеки. В основном, покупают приезжие, либо туристы. Их у нас очень много в городе», – резюмирует Валентина Ковалева.
Кстати, если раньше при проезде в общественном транспорте можно было рассчитывать на счастье, то теперь эта возможность ничтожна мала.
Потому что счастливый билет тоже уходит в прошлое. Впрочем, живет в Петербурге самый счастливый человек.
«С появлением цифры все это уходит и уже практически ушло в прошлое. Досадно становится от того, что коллекция не пополняется», – печалится коллекционер «счастливых» проездных билетов Рузаль Муритов.
Рузаль Муритов – коллекционер счастливых билетов. Раньше как было? Купил счастливый билет – съешь его, загадав желание.
У Муритова – более тысячи не съеденных проездных документов. Потому что есть и другая опция: сохрани билет, и он притянет благоденствие. Удачное сочетание цифр могло быть любым.
«Есть еще очень необычные. Какие? Это – билеты, в которых одинаковое расположения цифр с одной и с другой стороны. Видите? Все цифра совпадают», – продолжает Рузаль Муритов.
Билетики на трамваи, автобусы, троллейбусы. Из многих городов, и не только России. Есть и необычные экземпляры.
«Просто удивительная вещь, это – билет на подводную лодку. Вот это вот счастье улыбнулось мне!»
Получить счастливый билет – вероятность небольшая, но главное счастье – это просто стать его обладателем, потому что, кроме права на проезд, он приносит хорошее настроение.