Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Наше путешествие начинается, впереди – дорога до Москвы в 4 часа, а вот когда построят ВСМ, то путь займет всего 2 часа 15 минут.
Ну вот мы и в Москве, впереди – подготовительный этап и, собственно, само главное мероприятие – прямая линия и большая пресс-конференция главы государства.
Все журналисты, которые приезжают в Москву на большую пресс-конференцию из разных городов и регионов, обязательно находят свободную минуту, чтобы посетить Красную площадь.
Так сделали и мы, и вот оно – самое сердце России.
Под стенами древнего Кремля раскинулась новогодняя ярмарка. На вывесках – почти вся Россия.
«А хохлома у вас откуда родом? Новгородская? Нижегородская?»
А еще – меха с Камчатки, папахи с Эльбруса и майолика из Ярославля. Такие же таблички – с названиями городов и регионов со всей России будут пестрить на следующий день.
В телефонах журналистов – свежие фото заснеженной новогодней Москвы и селфи на Красной площади. Для многих приехать в столицу – уже само по себе событие, и, конечно, все надеются получить заветный микрофон.
Тут приемы известны: костюмы с этническим декором, таблички поярче… Кто-то из суеверия не озвучивает подготовленный вопрос.
До начала осталось 15 минут, журналистов просят занять свои места, все надеются задать вопрос.
Появляется пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Правила простые: часть обращений будет озвучено с прямой линии от жителей страны, часть – от журналистов в зале.
По два вопроса не задавать, с места не выкрикивать. Правда, почти сразу все пошло не по плану.
Президент отвечал подробно, вновь поражая доскональным знанием ситуации хоть в медицине, хоть в сельском хозяйстве.
Кстати, больше нигде в мире нет такого открытого формата диалога со страной и миром. Даже эксцентричные вопросы получали ответы.
Один из них тут же стал самым цитируемым – и в прессе, и в народе.
«Вы знаете этот известный анекдот, шуточку, когда за столом семья сидит, и маленький мальчик кроссворд разгадывает и говорит: «Слово назовите из трех букв». Мама ему бум ложкой по лбу, он говорит: «За что? Это же дом!» Папаша берет – жене бум: «О доме надо думать!» Вот вы сейчас сказали, что какие-то континенты будут уходить под воду и надо бы подумать о том, что делать со всеми этими людьми. О доме надо думать!»
Эту пресс-конференцию еще долго будут разбирать на афоризмы: и про технологическую дуэль, и философские замечания, из которых можно сделать глубокие выводы.
Обсуждая программу для участников СВО «Время героев», Владимир Путин вспомнил слова своего тренера по дзюдо.
«Анатолий Соломонович Рахлин сказал нам – подтянитесь, кто может. Мы подтянулись и некоторых он не взял. Даже тех, кто подтянулся больше, чем я. Уже через несколько лет мы спросили, почему он поступил именно так. Тренер ответил, и в этом его мудрость. Сказал: «Вы подтягивались до последнего, руки дрожали, старались вовсю, а те, кто подтянулся больше вас, посмотрели на ваш результат и подтянулись спокойно, сколько надо. Они не боролись. И эти ребята борются», – рассказал Владимир Путин.
Дважды президент напрямую обращался к главам регионов. Сначала с благодарностью – за участие субъектов в восстановлении новых регионов. В частности, Петербург уже более двух лет активно помогает своему побратиму Мариуполю.
Второй раз – во время обсуждения демографии. Проблем с деторождаемостью нет только в двух регионах – Туве и Чечне. Для остальных государство готовит программу на 75 миллиардов рублей.
«Хочу обратиться ко всем руководителям субъектов Российской Федерации. С этого должен начинаться рабочий день и этим заканчиваться. Потому, что это – вызов для многих стран мира, в том числе – и для России. Народонаселение – это то, что составляет страну. Территория – это хорошо, она должна быть заселена гражданами этой страны. Наверное, мы делаем немало, но недостаточно», – отметил глава государства.
Президент вступился также за льготную ипотеку. С прямой линии ему пожаловались, что банки ужесточают условия, а субсидии – исчерпываются.
Ответ Владимира Путина – однозначный: никаких лимитов со стороны государства быть не должно.
Меры реагирования готовятся также и в таком наболевшем вопросе как телефонные мошенники. Масштабы исчисляются сотнями миллиардов украденных денег.
«Сейчас это – конечно, очень большую тревогу вызывает, ну, потому что объемы этого жульничества – они просто, знаете, зашкаливают и, конечно, нужно дисциплинировать эту ситуацию. Нужно обратить серьезное на это внимание, вот на эти кредиты. Скажем, до 50 тысяч рублей пускай выдают, что называется, в режиме онлайн прямо немедленно. От 50 тысяч до 200 000 рублей надо бы дать, безусловно, людям хотя бы несколько часов, чтобы что-то проверить дополнительное и принять окончательное решение. 200 тысяч и более – это точно нужно протянуть хотя бы на несколько дней. Я знаю, что эти вопросы обсуждаются и в Государственной думе, и в Центральном банке», – отметил Путин.
Впервые в пресс-конференции на тех же правах, что и журналисты, участвовало так много блогеров. Кстати, еще один элемент открытости власти.
Влад Бумага, у которого в этом году родился ребенок, спросил, чем учить своих подписчиков.
«Мои соцсети насчитывают более 80 млн подписчиков: в основном, это – молодежь. Какие ценности я должен транслировать аудитории или, может быть, что я точно не должен транслировать в аудитории?», – задал вопрос блогер.
«Вот теперь, когда вы отцом стали, когда у вас ребенок появился, чувство ответственности наверняка возрастает, и это – ответственность перед своим ребенком, перед его будущим и страной, где ваш ребенок будет жить. Вот это чувство ответственности вас сориентирует», – ответил ему президент.
Этот диалог, конечно, тут же залетает в блогерские соцсети. Чуть позже Влад Бумага признался: готовился заранее, даже купил костюм, все-таки, не блогерский формат.
Он эксклюзивно поделился с нами впечатлениями.
«Много эмоций, чувствую, что меня как будто облучили вниманием. Получил большую порцию вдохновения, потому я забыл, да, что все успехи, потому я – творческий, потому что я много работаю, потому что у меня – большая команда», – рассказал видеоблогер Влад Бумага.
Всего же только на прямую линию поступило более двух миллионов вопросов. Обрабатывать их впервые помогал искусственный интеллект.
Журналисты смогли задать еще около 70, но в зале была примерно тысяча репортеров, и удача еще обязательно улыбнется тем, кто в это раз не смог задать вопрос.