Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Больше 150 миллиардов рублей составил ущерб россиян от телефонных мошенников в минувшем году. Этот вид злодеяния составляет уже треть от общего числа всех преступлений в стране. Нередко мошенники не просто воруют личные средства граждан, но и загоняют их в долговые ямы, из которых очень сложно выбраться даже продав всё недвижимое имущество. Сегодня регулятор вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов. Это значит, что у финансовых организаций повысилась ответственность за распознавание мошенничества. Причём отвечать придётся деньгами, а вернее полным возвратом средств пострадавшему от телефонных мошенников клиенту.
«Банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе содержится в базе данных Банка России о случаях попытках мошеннических операциях. Иначе кредитной организации придётся вернуть клиенту деньги в течение 30 календарных дней. Перевод будет приостанавливается даже в том случае, когда клиент настаивает на нём. Или пытается совершить его повторно во время двухдневного периода охлаждения», – отметил начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь.
Закон приняла Государственная Дума после инициативы губернатора Петербурга Александра Беглова. Он озвучил её в минувшем году. На этой неделе в Петербурге опробовали ещё один механизм защиты населения от страшных финансовых потерь при атаках телефонных мошенников. Колпинский районный суд своим решением обязал банк освободить женщину от кредита на 834 тысячи рублей, который она взяла под давлением телефонных мошенников. А также вернуть уже уплаченные ей платежи по кредиту. Главным аргументом в деле стала экспертиза, инициированная районной прокуратурой.
Теперь у банка есть месяц, чтобы попробовать оспорить это решение уже в Городском суде. Однако апелляция может и не последовать. Результаты этого громкого дела будут обнародованы на сайте суда, следят за процессом и журналисты. Прокуратура выступает в защите уже по десяткам подобных эпизодов в Петербурге.
Горожанам специалисты советуют никогда не решать никакие финансовые вопросы по телефону. Даже с близкими. Современные технологии позволяют подделать не только абонентский номер звонящего, но и его голос — с помощью нейросетей.
«Многие понимают, что звонит злоумышленник, прикидываются жертвой, начинают с ними долго разговаривать, действовать им на нервы. С учетом того, что такие системы существуют, на вход они как раз должны получать образцы вашего голоса», – отметил доцент института компьютерных наук и кибербезопасности СПБПУ Петра Великого Артем Коноплев.
Не стоит доверять знакомому, который по телефону или в сообщении приглашает вас посетить какой-то сайт и, скажем, проголосовать за его творческий проект или установить приложение. Они могут быть вредоносными. Кроме того, никогда никому по телефону нельзя сообщать свои личные данные — сведения из полиса медицинского страхования, банковских карт, пароли или проверочные коды для входа в личные кабинеты.