Фото: https://edu.gov.ru/press/7359/novye-uchebniki-po-istorii-dlya-shkolnikov-5-9-h-klassov-budut-gotovy-k-1-sentyabrya-2024-goda/
«Новый учебник отвечает нынешнему позиционированию России»
Известно, что новая линейка содержит 4 тома: «История России» и «Всеобщая история» для 10 и 11 классов. К началу же следующего учебного года в Минкульте обещают подготовить учебники истории и для 5-9 классов.
По замыслу авторов нового единого учебника, школьники должны видеть наиболее полную историческую картину по значимым событиями, которые происходили в России и мире.
От советских учебников истории новое издание, по словам его авторов, отличается «отсутствием политизированности» и «объективным изложением исторической хроники».
«Теперь у нас будет новая трактовка истории, отличная от советского взгляда. Думаю, это эффективно, потому что сегодняшнее представление отвечает нынешнему позиционированию России, нашему нынешнему видению мира вокруг нас и тому, какое место занимает наша страна в этом мире вокруг нас. Когда мы говорим о месте России, нельзя забывать об исторической канве: как это место наша страна заняла, кто нам мешал, кто – помогал, и как выстраивались все эти процессы», – рассказал телеканалу «Санкт-Петербург» директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников.
«Сегодня Африка важнее Европы»
Главное отличие нового учебника в том, что его авторы отказались от так называемого «европоцентризма» – когда вся история мира изучалась с точки зрения Европы.
«Европоцентризм» России у нас со времен Петра Первого, Екатерины и всех остальных. Он намертво въелся в подсознание всех историков с момента написания учебников по «Повести временных лет». Сегодня мы говорим о многополярном мире: отказе от неоколониализма, ориентированности на Европу и Америку, поэтому, мы смотрим на мир с другой точки зрения: говорим о разных культурах, равноправном значении разных регионов. Значит, и новый учебник истории должен отражать именно эту ситуацию: подрастающее поколение должно прекрасно ориентироваться в том, какие события были на Востоке: Китае, Индии, Индонезии, Японии, арабском мире», – отметил Дмитрий Солонников.
По словам политолога, очень важно внимательно изучать историю этих стран, потому что жить-то придется в этом мире: в сотрудничестве со странами Востока.
«Теперь в учебнике много рассказывается не только о Китае, Индии и Японии, но даже впервые присутствует Африканский континент. Особенно это касается учебника для 11 класса. И, знаете, все учителя очень поддержали нас», – заострил внимание соавтор новой линейки учебников Александр Чубарьян.
Африканский континент сегодня для России крайне важен, что продемонстрировал недавний саммит Россия – Африка, месяц назад прошедший в Петербурге.
«Мы знаем, что этот континент всегда был колонией европейских государств. Поэтому, там не было никогда никакой субъектности – ни мировой, ни исторической, ни политической. Все это закончилось в 60-е годы, и Африка начала обретать независимость. Сегодня Африка – активно развивающийся континент с потенциально самым быстрорастущим внутренним рынком. Поэтому, мы должны понимать, какие там были культуры и цивилизации до прихода европейцев, что европейцы с этими цивилизациями и культурами сотворили. Ну и, конечно, как жил континент последние полвека», – пояснил Дмитрий Солонников.
Чем Нигер отличается от Нигерии?
В качестве примера директор Института современного государственного развития привел пример двух африканских государств с почти идентичными названиями, но совершенно разными историческими путями и культурой. Речь о Нигерии и Нигере, о котором, к слову, мир, по сути, узнал только после недавнего свержения власти военными, которые отняли власть у президента Мохаммеда Базума.
«Одна страна – Нигерия – была британской колонией, другая – Нигер – французской. Конечно, нужно разбираться, как они жили до того, как туда пришли британцы и французы и измывались над ними сотни лет. Иначе мы не поймем исторический генезис всего происходящего сейчас», – объяснил Солонников.
Когда стало понятно, что Россия теперь будем ориентироваться в том числе на тесное сотрудничество с Африкой, учителя истории стали обращать внимание на дефицит информации, которую необходимо было искать в других источниках. Стало очевидно, что без нового учебника не обойтись.
Кроме того, соавтор нового учебника Александр Чубарьян обратил внимание на то, что теперь школьники смогут узнать об истории Латинской Америки. Также значительно усовершенствованы разделы культуры и науки в мире.